Платформа: PC
Жанр: rpg , strategy
Дата выхода: 2021 г.
Разработчик: Logic Artists
Издатель: THQ Nordic Актуально для платформы: PC
В Expeditions: Conquistador и Expeditions: Viking студия Logic Artists сформировала и развивала базовые принципы серии — смесь стратегии, пошаговой тактики и ролевой игры с диалогами и выбором. И вот в лице Expeditions: Rome она выпустила, пожалуй, самую масштабную и стратегически глубокую часть, которая при этом не утратила и своей ролевой направленности.
Моральный компас
Содержание статьи:
Играем мы за молодого легата, отца которого убили в результате заговора. Опасаясь за жизнь сына, мать отправила его к высокопоставленному другу семьи, который в это время занимался наведением порядка в греческих провинциях. Нетрудно догадаться, что вскоре именно наш герой становится ответственным за эту кампанию, которая в итоге приведёт к тому, что мы будем завоёвывать не только Грецию, но также Галлию и Северную Африку, а кроме того, определять судьбу и своего легиона, и всего Рима.
Одновременно с наступательными и оборонительными действиями разворачивается личная история героя — надо ведь узнать, кто убил отца, и отомстить. В процессе происходит много интересного — то пытаемся отравить одного из местных правителей, то идём на переговоры с греческим царём, главным врагом, где тоже есть выбор, травить или нет (Древний Рим всё-таки — такие нравы!), то проникаем под прикрытием в его лагерь и крадём важный политический договор, то ищем предателя в своих рядах, а потом решаем его судьбу.
Приходится погружаться в политические интриги.
Дилемм много, в том числе во время случайных событий, и многие влияют на отношение к нам со стороны напарников — это несколько ключевых для истории и для героя преторианцев. У каждого из них свои черты характера: одни миролюбивы, другие воинственны, одни склонны к скромности, другие — к горделивости. Кто-то предпочитает действовать честно, а кто-то любит хитрить. И вот в зависимости от принятых нами решений и даже сказанных слов (согласиться отравить или действовать в открытую, ответить скромно или высокомерно), напарники эти действия одобряют или нет. В итоге кто-то, возможно, даже захочет покинуть отряд.
Выбор приходится делать постоянно.
Мой легион — моя крепость!
Точно такая же система моральных принципов действует и в отношении центурионов, которых мы назначаем своими помощниками в деле управления легионом и его форпостом. Таких людей нужно нанимать, они смертны и куда охотней готовы покинуть легион, если раздражены нашими поступками.
Впрочем, по крайней мере на нормальном уровне сложности это мало на что влияет. Куда важнее другие характеристики соратников. Тут надо сказать, что ровно половина (если не больше) игры — это стратегия на глобальной карте. Здесь мы перемещаем отряд героя, собираем ресурсы, открываем новые их источники и прочие «точки интереса». Там же происходят и упомянутые выше случайные события, требующие принять то или иное решение, — в их ходе кто-то из напарников может быть ранен или нам придётся вступить в бой.
На карте много всего интересного.
А вот для захвата города или крепости нужно отправить туда свой легион, а потом решить, кто из центурионов поведёт его в бой. На успех влияют разные параметры, включая класс и командную специализацию: один лучше управляет кавалерией, другой — артиллерией и так далее.
Мы видим процент вероятности успеха, насколько будут велики возможные потери и объём добычи. После выбора военачальника, битва идёт в автоматическом режиме в несколько этапов, на каждом из которых мы выбираем одну из доступных тактик — защищать фланги, ослабить центр и заманить туда врагов, броситься в атаку или занять глухую оборону, добивать всех после победы или пополнить свои ряды пленными. По мере прохождения открываются и новые тактики. На успех также влияют боевой дух, общая сила и численность легиона.
После победы можем ещё получить парочку сундуков с трофеями.
Одержав верх, нужно ещё успешно закончить миссию по усмирению недовольных, и тогда регион переходит под наш контроль — теперь можно посылать легион на захват окрестных источников ресурсов. Например, охотничьи угодья приносят пайки, которые идут на содержание нашей армии. А захваченные каменоломни, дубильни, железные рудники, фермы нужны для улучшений форпоста. Там можно возвести оружейную, открывающую крафт, госпиталь, мастерскую для изучения новых тактик, бани (там раздражённый центурион сразу теплеет) и казармы, где вербуются новые легионеры. Но чтобы это всё работало, нужно назначить кого-то управлять постройками — и желательно тех, у кого лучше развиты соответствующие навыки.
Вот так выглядят сражения легионов.
Но едва ли не главный ресурс в Expeditions: Rome — это рабы, которые в большом количестве тратятся на захват источников ресурсов (кто-то же должен работать в каменоломнях!), а пополняются через специальные миссии или после захвата вражеских городов.
Лучники рулят, но не всегда
По традиции вторая геймплейная составляющая — это пошаговые сражения на местности. И они в Expeditions: Rome стали и интереснее, и масштабнее, и сложнее. С одной стороны, всё знакомо — очки перемещения и действий, укрытия, возможность занимать возвышенности и получать бонусы для лучников, использование умений, которые в данном случае зависят от используемого оружия.
Среди случайных событий встречаются и весьма необычные.
Но при этом ещё огромное внимание уделяется возможности накладывать различные состояния — возгорание, кровотечение, измождение, увечье. Кругом интерактивные объекты и честная физика — и мы, и враги можем бросаться горящими факелами, разливать масло, усиливающее действие возгорания, взрывать ящики с греческим огнём.
Горит тут всё замечательно и быстро.
Многие миссии как раз построены на том, чтобы успеть что-то сжечь или подорвать (например, корабли или древесину в порту). К врагам постоянно подходят подкрепления — приходится непросто, и нужно грамотно продумать свои действия так, чтобы за несколько ходов выполнить задачу, пока не стало совсем жарко. Как часто бывает в таких случаях, лучники особенно полезны, но это частично нивелируется тем, что некоторые противники используют щиты — от них стрелы просто отскакивают. Поэтому обходиться силами только лучников не получится — нужны воины, способные снимать защиту врага.
Среди спорных моментов в Expeditions: Rome — горы одинакового лута, который приходится подолгу переводить на осколки в инвентаре. Последние нужны для крафта, но и его ценность я бы поставил под сомнение.
Многие тактические сражения получились очень масштабными.
Но в целом Expeditions: Rome — игра не просто хорошая, а отличная и затягивающая. К тому же тут отлично выдержан баланс сложности — на «харде» трудно и в драках, и на карте, где начинает ощущаться дефицит ресурсов. Но и на нормальном уровне расслабляться нельзя.
Плюсы: интересная история; множество персонажей со своими характерами; затягивающий геймплей на стыке стратегии, пошаговой тактики и ролевой игры; увлекательные сражения и интересные миссии; игра отлично выглядит и звучит и при этом неплохо оптимизирована.
Минусы: много лишнего и одинакового лута; крафт кажется не слишком востребованным; неудобное использование расходников.