Есть у некоторых игровых обозревателей такая традиция — периодически выбирать какой-нибудь старый жанр и хоронить его. Больше всего досталось point-and-click квестам, одному из самых первых игровых жанров. Но о том, как квесты умерли, вы можете почитать где-нибудь ещё. А мы улыбаемся, машем и предлагаем вам эту замечательную подборку лучших point-and-click квестов всех времён, от классики до современности.
Лучшие point-and-click квесты
Содержание статьи:
Часть игр из списка выходили не только на ПК, но и на консолях. Кстати, возможно вы найдете не менее интересные квесты в другой нашей подборке.
Space Quest
Открывает наш список любимый квест автора статьи. Точнее, серия квестов, созданная одним из флагманов жанра в 1980-90-е годы, компанией Sierra On-Line. Неизменным главным героем серии был Роджер Вилко, капитан мусоросборочного корабля, вечно попадавший в разные неприятности космического масштаба.
Вселенная Space Quest — собирательный образ всех космоопер. В ней есть отсылки к «Звёздным войнам», «Звездному пути», Wing Commander и другим звёздным мирам, которые игра беспощадно пародирует. За шесть частей Space Quest Роджер Вилко так и не дослужился выше космического уборщика, хотя успел несколько раз спасти мир и даже найти любовь.
Несмотря на то, что в серии Space Quest существует чёткая хронология, проходить игры можно в любом порядке, у каждой из них свой отдельный сюжет. Если вы не знаете, с какой начать, мы посоветуем вам Space Quest V: The Next Mutation, в которой есть и отличный юмористический сюжет, и крутой экипаж корабля, и запоминающийся антагонист, пародирующий… капитана Кирка из «Звёздного Пути». Увы, культовая серия оборвалась на шестой части, но навсегда вошла в историю жанра.
Leisure Suit Larry
Если похождения Роджера Вилко были предназначены для всей семьи, то герой другой серии point-and-click квестов от всё тех же Sierra On-Line переживает приключение для взрослых. Для того, чтобы подтвердить свой возраст, игрок был вынужден пройти тест с каверзными вопросами перед запуском игры. Конечно же, правильные ответы на все вопросы школьники быстро нашли и передавали друг другу.
Главный герой серии — Ларри Лаффер. Ему уже около сорока лет, но личная жизнь так и не сложилась: женщины игнорируют Ларри из-за его озабоченности и неспособности вести связный разговор. Сюжет игры позволяет проникнуться симпатией к простоватому неудачнику и найти ему пассию. Или хотя бы развлечение на одну ночь с сомнительными последствиями.
Игра заработала скандальную репутацию в конце 80-х, но современному геймеру покажется совершенно безобидной, особенно после откровенных сцен из нынешних игр вроде «Ведьмака». Про эротические игры мы вообще не говорим. Вас ждут пошлые шуточки, пиксельные красотки и довольно невинные постельные сцены, до которых не так уж и просто будет добраться. Если, конечно, не пользоваться подсказками из интернета. Попробуйте пройти это приключение самостоятельно.
Full Throttle
Золотой век квестов родился в конкуренции Sierra On-Line и Lucas Arts, и следующая игра в нашей подборке лучших point-and-click приключений создана вторым флагманом жанра. Full Throttle — история брутального и свободолюбивого лидера байкерской банды, втянутого в разборки корпоративных людей в пиджаках. Вас ждут дорожные приключения с увлекательным детективным сюжетом, крутыми персонажами и запоминающимся протагонистом, о котором ни слова — здесь территория без спойлеров.
Строго говоря, Full Throttle — не совсем point-and-click квест. Помимо привычного для жанра поиска предметов и диалогов с персонажами здесь есть и аркадные элементы, такие как драки с другими байкерами. Но файтинга уровня Mortal Kombat не ждите, эта игра в первую очередь про смекалку и внимательность.
Те, кто на дух не принимают старую графику, могут вздохнуть спокойно: играть в игру 1995 года чтобы прикоснуться к классике, не понадобится. В 2017 году компания Double Fine Productions, к которой присоединились и создатели оригинальной игры, выпустила отличный Full Throttle Remastered с обновленной графикой, трёхмерной техникой, но тем же сюжетом. Для ностальгирующих олдов оставлен ретро-режим: одним нажатием клавиши F1 вы можете вернуть старую графику и звук.
Monkey Island
Ещё одна классика от Lucas Arts, во всю эксплуатировавшая пиратскую романтику задолго до появления киновселенной «Пиратов Карибского моря». Главный герой этой серии квестов — молодой моряк Гайбраш Трипвуд, который мечтает стать самым грозным пиратом Атлантики. Противостоит ему мёртвый капитан ЛеЧак и его команда пиратов-призраков.
Это Невероятно! Мы собрали в один каталог больше 40 крутых бесплатных игр. Вот ссылка на каталог!
За проект отвечал Рон Гилберт, небезызвестный геймдизайнер и продюсер, которого олды помнят, как одного из создателей Total Annihilation. Идея квеста с пиратским колоритом пришла ему в голову после посещения аттракциона «Пираты Карибского моря» в Диснейленде, так что удивляться сюжетным параллелям с известными фильмами не стоит. Первая игра серии — The Secret of Monkey Island — была сюжетно простым приключением: герой спасал возлюбленную из лап призрачного пирата, для чего ему предстояло пройти три великих испытания.
Квест породил целую серию, которая была на пике популярности в конце девяностых, но со временем ушла в тень, а сам Рон Гилберт уже не имел к ней отношения. В 2022 году автор неожиданно вернулся к серии с новой командой, и анонсировал Return to Monkey Island. За выбранный визуальный стиль Гилберту досталось от поклонников, но после релиза игра получила высокие оценки и окупилась, так что точку в серии ставить рано.
Legend of Kyrandia
Ещё один представитель золотого века point-and-click квестов, в этот раз — от Westwood Studios. В этот раз никакого брутального реализма или космических приключений, игроков ждёт классическая сказка о добре и зле со щепоткой фирменного юмора.
История первой игры начинается с загадочного убийства короля Кирандии Вильяма и его жены Катерины. Наследник трона принц Брэндон спрятан в лесу придворным магом Каллаком, а подозреваемый в убийстве шут Малкольм заключен под магическую стражу, но вскоре разрушает заклинание и вырывается на свободу, чтобы отомстить. Игроку же предстоит взять под контроль юного принца и вернуть его на законный трон.
В каждой следующей из трёх частей игры история продолжается, но протагонист меняется, что позволяет игроку изучить удивительный мир Кирандии со всех сторон. Самая запоминающаяся механика серии — поиск и смешивание магических компонентов для мощных заклинаний и зелий. Графика из 1992 года вряд ли отпугнёт поклонников ретро-гейминга, которые смогут распробовать один из лучших квестов золотого века.
Петька и Василий Иванович
Русские квесты — отдельная веха в истории жанра, без которой любая подборка лучших point-and-click квестов была бы неполной. Некоторым из них даже удалось завоевать популярность не только на родине, но серия Петька и Василий Иванович особенно любима именно российскими геймерами.
Первая игра начинается с исторического залпа Авроры. Пьяные матросы попадают в Луну, которая оказывается спящим космическим кораблём враждебной внеземной цивилизации, потерпевшим крушение миллионы лет назад. Инопланетяне пробуждаются ото сна и сразу же решают расправиться с человечеством, имея на то все причины: именно люди атаковали их первыми. Решать проблему придётся Василию Ивановичу Чапаеву и его дивизии, ведущей сражение с белогвардейцами за деревню Гадюкино.
Успех игры «Петька и Василий Иванович спасают галактику» позволил её создателям выпустить продолжение и подарить отечественным геймерам целый сериал о приключениях легендарного комдива и героя анекдотов с многочисленными отсылками к массовой культуре, который и сейчас отлично себя чувствует, перебравшись на мобильные платформы. На наш взгляд первая игра остаётся лучшей в серии, но у вас может быть иное мнение. Пробуйте сами великолепную старую русскую игру и делайте выводы!
Gobliiins
В девяностые многие разработчики пытались внести в жанр квестов свой вклад. Под крылом Sierra On-Line французская студия Coktel Vision создала Gobliiins, игру, влияние которой трудно не заметить. В привычные механики point-and-click квеста разработчики добавили ещё одну степень свободы благодаря тому, что дали игроку под контроль нескольких персонажей, каждый из которых взаимодействует со средой и предметами своим способом.
Три непохожих друг на друга гоблина — разумный и рациональный Хутер, одарённый способностями к волшебству Дуэйн и недалёкий, но сильный Бобо — отправляются в путешествие чтобы спасти своего короля от неожиданной болезни. В зависимости от того, кто из героев активен, одни и те же действия игрока могут привести к разным результатам, иногда лежащим за пределами любой логики. Но этим игра и запоминается!
Казалось бы простая идея расширила геймплейные возможности жанра, которые казались уже устоявшимися, и в дальнейшем многие другие разработчики используют наработки талантливых французов. Среди них оказались и наши соотечественники.
Братья Пилоты
Серия российских квестов от компании Gamos навсегда останется в памяти ценителей жанра. В основу первой игры — Братья Пилоты: По следам полосатого слона — лёг сюжет мультфильма «Следствие ведут колобки». Двое сыщиков, Шеф и Коллега, ведут расследование таинственного похищения редкого полосатого слона из местного зоопарка, постепенно распутывая зловещее в своей абсурдности преступление.
Разработчики из Gamos развили механику Gobliiins: под контролем игрока два персонажа, у каждого из которых свой взгляд на мир и вещи. Если рассудительный и собранный Шеф представляет собой карикатуру на Шерлока Холмса, то наивный Коллега поражает своим нестандартным подходом к решению проблем, который иногда оказывается более эффективным, чем рациональный путь Шефа.
Игра заполнилась не только отличным юмором и весёлым сюжетом, но и крутейшими головоломками. Чего стоит один только сейф-холодильник, над которым каждый геймер ломал голову самостоятельно, т. к. конфигурация из шестнадцати положений выключателей генерировалась случайно! Не удивительно, что игра обросла продолжениями и превратилась в целую серию отличных point-and-click квестов, достойных упоминания в нашей подборке.
Machinarium
Ещё один point-and-click квест с необычной механикой, меняющей подход к геймплею, выпустила в 2009 году чешская студия Amanita Design. Разработчики ограничились всего одним протагонистом — роботом-уборщиком по имени Йозеф, но подарили ему способность удлинять и укорачивать своё тело по желанию. Благодаря этому Йозеф получил возможность добираться до труднодоступных мест, а игра словно приобрела дополнительное измерение.
Сюжет Machinarium представляет собой вестерн с роботами: в городе Машинариум свирепствует банда Чёрных Шляп, и только одинокий герой способен бросить ей вызов. Правда, наш герой — совсем не Клинт Иствуд, и методы решения проблем у него иные. Но больше ни слова, если вы не знакомы с этой историей, лучше сделайте это самостоятельно.
Machinarium показал, что для того, чтобы сделать отличный point-and-click квест, не нужны ресурсы огромных игровых корпораций, на это способна даже небольшая группа талантливых энтузиастов. Игра заработала ряд игровых наград, понравилась геймерам и критикам и продолжила победное шествие инди-квестов по миру. Мёртвый жанр, говорите? Ну-ну.
The Neverhood
Продолжают нашу подборку приключения пластилинового человечка Клэймена, спасающего мир Неверхуд от жестокого диктатора Клогга. Вышедшая в 1996 году игра от DreamWorks Interactive выделялась не только необычным визуальным стилем пластилинового мультфильма, но и множеством интересных нововведений в правила point-and-click квеста.
Вы не ошиблись, DreamWorks — это студия Стивена Спилберга. Художник-мультипликатор Дуглас Ричард Тен-Нэйпел, одержимый идеей сделать пластилиновую компьютерную игру, обратился именно к нему. Спилбергу идея понравилась, и он выделил на её реализацию три тонны пластилина. Это не шутка — именно столько ушло у команды The Neverhood на создание всех персонажей и локаций. Игра вышла самобытной во всех аспектах, и если вы по какой-то причине её пропустили — бегом играть!
Отдельной похвалы заслуживает саундтрек игры, написанный композитором Терри Скоттом Тейлором. Музыка из The Neverhood врезалась в память с первых нот, и стала самостоятельным мемом. Вы не перепутаете её ни с чем.
Myst
В начале 1990-х братья Миллеры уже были известны своими детскими играми, но решили не останавливаться на достигнутом. Их новый проект должен был стать полностью трёхмерным взрослым квестом, полным пугающих моментов. Реализовать задуманное в полном объеме Миллеры не смогли: технические возможности железа начала девяностых не позволяли рендерить трёхмерные локации в реальном времени, и разработчикам пришлось ограничиться заранее обработанными статичными изображениями.
Несмотря на то, что реализация игры отличалась от изначальной задумки авторов, Myst стал абсолютным хитом. Феноменальному коммерческому успеху игры способствовала незабываемая напряжённая атмосфера, которой разработчики смогли добиться без дешёвых приёмов вроде цифрового насилия и скримеров. Долгое время после Myst на рынке будут появляться многочисленные игры-подражатели, которые так и не смогут превзойти неповторимый оригинал.
Сюжет игры полон загадок и начинается с того, что наш безымянный герой находит книгу «Myst», в которой описан таинственный мир-остров. Закончив чтение книги, игрок обнаруживает себя в описанном в нём месте, и у него не остаётся другого выбора, кроме как исследовать неприветливый мир и искать путь в привычную реальность. Забавный факт: статистика показывала, что Myst завоевал в основном женскую аудиторию, создав первую трещину в мифе о том, что компьютерные игры интересны только мужскому полу.
Grim Fandango
Первый по-настоящему трёхмерный квест появился в 1998 году. За разработку отвечала LucasArts, а у руля стоял создатель Full Throttle Тимоти Шейфер. Тематика игры многим казалась смелой и необычной: разработчики отправляли игрока в загробный мир, который, впрочем, мало отличался от мира обычного и был изъеден всё теми же пороками: бюрократией, коррупцией и социальным неравенством.
Визуальная стилистика игры была позаимствована у мексиканского Дня Мёртвых, и если сейчас этот праздник широко известен по всему миру, то в конце девяностых испаноязычные персонажи в виде цветастых скелетов навевали жути. Главный герой Мэнни Калавера работает в загробном мире туристическим агентом. Его задача — переправлять праведников в загробный мир на скоростном экспрессе. Казалось бы, отработав определённый срок и искупив свои грехи, Мэнни сам сможет сесть на экспресс и провести вечность без забот, но когда наш герой обнаруживает отвратительную коррупционную схему в Департаменте Смерти, его жизнь… точнее, посмертие меняется навсегда.
Несмотря на тёплый приём критиков и многочисленные награды, Grim Fandango не принесла LucasArts желаемой прибыли. Из-за этого компания свернула некоторые популярные серии квестов, и вскоре её примеру последовали и конкуренты. Иногда считается, что именно на Grim Fandango золотой век квестов закончился. Но это вовсе не значит, что после неё не выходило других замечательных point-and-click квестов, и наша подборка вам ещё это докажет.
Syberia
И вот мы, наконец, добрались до самого нашумевшего квеста начала нулевых, особенно любимого русскоязычными геймерами. Syberia — творение бельгийского художника и геймдизайнера Бенуа Сокаля, после прохождения которого вы навсегда усвоите разницу между роботами и автоматами.
История начинается с обычной сделки по продаже фабрики механических игрушек, которую ведёт молодая юристка из Нью-Йорка Кейт Уолкер. Пожилая владелица фабрики неожиданно умирает, и из-за того, что у неё есть младший брат, имеющий права на наследство покойной, сделка оказывается под угрозой. Чтобы найти наследника, Кейт вынуждена совершить удивительное путешествие через континент в далёкие и загадочные заснеженные земли.
Мастерский визуальный стиль и отличный сюжет принесли игре невиданный успех, несмотря на то, что в начале нулевых уже принято было считать жанр квестов умирающим. Игра превратилась в серию, которая достойна отдельного разбора. К сожалению, Бенуа Сокаль не увидел последнюю на данный момент часть серии — Syberia: The World Before, художник скончался в мае 2021 года. Судя по оценкам игры, нас ждёт дальнейшее развитие игровой серии, и новые разработчики бережно относятся к наследию автора.
Deponia
Продолжает нашу подборку лучших point-and-click квестов творение немецкой компании Daedalic Entertainment. История этого коллектива начинается с малоизвестного за пределами Германии квеста Edna bricht aus. К сожалению, эта неплохая игра о побеге маленькой девочки из психиатрической клиники была криво локализована на английский язык, что оттолкнуло геймеров и критиков. Но создателей игры это не остановило, и уже в 2012 году, после нескольких менее известных проектов, они создали Deponia.
Депония — планета-мусорка, заваленная многометровым слоем хлама, и самая большая ценность здесь — чистая вода. Чтобы вырваться из этого захолустья, гениальный, но незадачливый изобретатель Руфус готов пойти на любые ухищрения, и один раз у него это даже почти получается. Но из-за этого «почти» его ждут немыслимые приключения и… неожиданная история любви.
У Daedalic Entertainment получился интересный квест с тонким юмором и гротескным запоминающимся миром. В дальнейшем Deponia превратилась в целую игровую серию, а команда из главных героев так и напрашивается на путешествие в какую-нибудь другую космическую вселенную. Например, в Borderlands. Неплохой был-бы кроссовер!
Valiant Hearts: The Great War
Обычно point-and-click квесты ассоциируются у геймеров с наполненными юмором беззаботными приключениями, но у разработчиков одного из подразделений Ubisoft — Ubisoft Montpellier иной подход. Через жанр квеста с элементами платформера они рассказали трагическую историю четырёх людей, попавших в мясорубку Первой Мировой войны.
Об этой игре мы уже рассказывали в нашей подборке лучших игр о Первой Мировой войне, и теперь она заслуженно оказалась и в списке лучших point-and-click квестов, хотя, строго говоря, относится к этому жанру лишь частично. Valiant Hearts: The Great War позволяет взглянуть на войну с обоих сторон фронта, и в обоих случаях увидеть её бессмысленность и жестокость.
Нетрудно догадаться, что игра удостоилась признания всех игровых изданий и заработала ряд престижных премий, но не стоит думать, что Valiant Hearts: The Great War — бездушная поделка ради внимания критиков. Игра хороша как в сюжетном, так и в геймплейном плане, и заслуживает места в коллекции любого ценителя квестов.
Beneath a Steel Sky
Вернемся во времена золотого века, когда британская студия Revolution Software, известная до этого своим King’s Quest для Amiga, создала свой первый квест под Windows. Нет, это не очередное фэнтези с королями и чародеями, а юмористическая антиутопия. Некоторые удивятся, узнав, что антиутопии могут быть юмористическими, специально для них добавим, что Beneath a Steel Sky — киберпанк.
Сюжет игры начинается в Австралии. Экология планеты практически уничтожена, с неба льются кислотные дожди, но люди находят способы выживать в таких условиях. Талантливый сирота Роберт, потерявший родителей в авиакатастрофе, собирает из хлама робота Джоуи и не знает, что скоро вместе с ним попадёт в череду невероятных событий и окажется в центре масштабных разборок могущественных корпораций.
Творение Revolution Software, вышедшее в 1994 году, смогло подвинуть проекты Lucas Arts и Sierra, и даже завоевало Golden Joystick Award в своём жанре. Немалую роль в этом сыграл визуальный стиль игры, созданный художником-комиксистом Дэйвом Гиббонсом, тем самым, который рисовал легендарных «Хранителей» вместе с Аланом Муром. Не удивительно, что несмотря на почтенный возраст Beneath a Steel Sky смотрится достойно даже сегодня. От нас — заслуженное место в списке лучших квестов и рекомендация.
Broken Sword
На волне успеха Beneath a Steel Sky разработчики из Revolution Software решили оседлать удачу и стартовать серию квестов. Начало ей положила Broken Sword: The Shadow of the Templars, вышедшая в 1996 году и обладающая, наверное, самым запоминающимся началом из всех квестов золотого века. Главный герой Джордж Стоббарт сидит в кафе, попивая чай, и вдруг — бах! — взрыв, заведение в щепки, протагонист чудом выживает и сразу же идёт по следам предполагаемого преступника.
История, которая начинается, как типичный экшн-детектив, постепенно раскручивается, герой посещает разные уголки мира и распутывает зловещий заговор, уходящий во времена тамплиеров. Нет, Assassin’s Creed тут ни при чём, она выйдет только спустя одиннадцать лет, когда у Джорджа Стоббарта в портфолио будет целая серия захватывающих приключений.
Серия Broken Sword существует до сих пор, но поклонники критикуют разработчиков за утрату былой хардкорности: теперь если игрок не может справиться с очередной головоломкой, он может воспользоваться подсказкой. Где это видано! Любители кропотливого пиксельхантинга остались недовольны. Впрочем, никто не мешает вам не пользоваться подсказками и проходить игры серии по-старинке, а сюжет, заслуживший премию BAFTA спустя четырнадцать лет после выхода игры, уж точно не разочарует.
The Darkside Detective
Хотите ещё загадочных убийств, запутанных расследований и паранормальных явлений? Тогда добро пожаловать в Твин Пикс… простите, Твин Лейкс, небольшой городок, куда прибывает детектив Фрэнсис Мак-Квин, агент подразделения Darkside. К сожалению, отдел, занимающийся расследованиями разной чертовщины в упадке — финансирования нет, перспектив тоже, и на горизонте маячит расформирование. Но Фрэнсис не унывает — он уже взял след.
В приключениях Фрэнсиса Мак-Квина и его напарника Патрика Дули знатоки найдут тысячи отсылок к известным мистическим детективам и триллерам из массовой культуры. The Darkside Detective с юмором пародирует все жанровые штампы, и в то же время держит игрока в постоянном напряжении: за каждым шорохом здесь скрывается заговор, а каждая подозрительная личность не та, кем кажется.
Любителей современной графики может оттолкнуть пиксельная ретро-графика, но переубеждать их мы не будем, они всё равно не интересуются подборками лучших point-and-click квестов, а играют в совсем другие игры. Остальным же предлагаем попробовать эту замечательную инди-игрушку. Сможете ли вы раскрыть все её тайны без подсказок и мануалов?
Fran Bow
Похоже, шведские разработчики из небольшой компании Killmonday Games не оставили без внимания первый квест от Daedalic Entertainment, и решили сделать собственную историю о психиатрической клинике и юной пациентке, пытающейся из неё сбежать. Получился психоделический хоррор, который трудно порекомендовать всем геймерам без исключения: слабонервным лучше воздержаться от знакомства с этой игрой.
1944 год. Девочка по имени Фрэн Боу после гибели родителей оказывается в детской психиатрической клинике. Психофармакология 1940-х оставляет желать лучшего, и от препарата дуотин, которым доктор пытается исцелить юную пациентку, девочка испытывает жуткие галлюцинации. Однако единственный друг Фрэн, кот Полночь, советует ей использовать альтернативную реальность, открывающуюся после приёма таблеток, для побега из лечебницы.
Жуткие монстры, зловещие коридоры, альтернативная реальность — чувствуется влияние Silent Hill, не правда ли? Отчасти это так, но не стоит думать, что Fran Bow — вторичный инди-хоррор, в котором для вас не будет сюрпризов. Будь эта игра неудачной, она бы не попала в нашу подборку лучших point-and-click квестов, но шведы отлично справились с задачей.
The Longest Journey
Возможно, вы уже забыли, что первая игра серии Dreamfall от Funcom была классическим point-and-click квестом, и лишь в последующих частях разработчики отошли от этого жанра в сторону action-adventure. Мы не будем нарушать собственные правила и добавлять всю серию в нашу подборку лучших квестов, так что место получает только The Longest Journey. Но тем, кому понравится эта история, настоятельно рекомендуем пройти следующие части и узнать, чем она закончилась.
Действие игры начинается в будущем, в 2209 году. Восемнадцатилетняя девушка Эйприл Райан сбегает из дома и пытается поступить в художественную академию. По ночам ей снятся странные сны, в которых она переносится в фантастический мир с волшебством и драконами, постепенно грань между реальностью и сном стирается, и Эйприл отправляется в удивительное путешествие.
Вселенная игры обладает интересным проработанным сеттингом, который создатели развивают и в следующих сериях. Ряд игровых изданий назвали The Longest Journey игрой 1999 года, с этим решением можно поспорить — в 1999 году вышло множество других отличных игр, но в жанре квестов у The Lingest Journey не было равных.
Little Misfortune
Следующий проект от Killmonday Games принадлежит к той же вселенной, что и Fran Bow. Шведские разработчики умело оседлали тему психических отклонений у маленьких девочек, и выкатили ещё один отличный point-and-click квест на эту тему. На этот раз — в сеттинге тёмного фэнтези.
Восьмилетняя девочка с говорящим именем Misfortune (Неудача) живёт с родителями в городке Оупенфилдс. Родители терпеть не могут друг друга, и единственное, что удерживает их вместе — нежеланная дочь. В такой обстановке ребёнку нетрудно сойти с ума, и вскоре Неудача начинает слышать голос в голове, который предлагает ей сыграть в игру, в которой девочка может выиграть «вечное счастье».
Если Fran Bow критики расхваливали налево и направо, то Little Misfortune ударила им пониже спины. Переварить поднимающий серьёзные темы шок-контент, замешанный на мрачности и чёрном юморе, их тонкая душевная организация была не готова, и они сломались. А вот обычным геймерам игра в целом понравилась, хоть некоторые претензии к геймплею у них и имеются. Если вам понравилась Fran Bow, не пропустите Little Misfortune. Только благодаря коммерческому успеху первой игры Killmonday Games остались на плаву и смогли продолжить нести миру свои мрачные истории, и мы считаем, что этих ребят стоит поддержать.
Botanicula
Если мрачность и психоделика вам не по душе, и хочется чего-то милого и доброго, тогда ваш выбор — Botanicula. Эта игра от чешской студии Amanita Design вышла в 2012 году, и с тех пор завоевала сердца многих поклонников point-and-click головоломок. Что же такого особенного в этой истории?
Сюжет квеста начинается на дереве, где тихо и мирно живут и никого не трогают милые существа: Веточка, Грибок, Пёрышко и другие. Их спокойную жизнь в ветвях нарушает нашествие паразитов. Чтобы спасти от них единственное уцелевшее семя и возродить свой дом, древесные друзья должны объединиться в команду и преодолеть множество опасных препятствий.
Каждый из героев обладает уникальной способностью, расширяющей традиционные point-and-click механики и добавляющей в игру неожиданные решения. Например, Веточка может удлинять свои прутики, чтобы дотянуться до недосягаемых предметов, а Пёрышко умеет летать. Благодаря этим несложным механикам Botanicula превращается в интересную и разнообразную головоломку, способную надолго затянуть игрока.
Rusty Lake
Голландская студия Rusty Lake прославилась в узких кругах благодаря своей оригинальной вселенной Rusty Lake, которую создатели постепенно раскрывали в серии игр Cube Escape и, вы не поверите, Rusty Lake. Основатели студии Робин Рас и Маартен Лойсе занимались малоизвестными инди-играми, пока в один прекрасный день не посмотрели сериал «Твин Пикс», который произвёл на них столь глубокое впечатление, что они сразу же начали пилить мистический детектив в собственной сюрреалистической вселенной. Так и появился мир Ржавого озера.
На данный момент во вселенной Rusty Lake выпущено более пятнадцати игр, последняя из которых — The Past Within. Большинство из них представляют собой point-and-click квесты. Для знакомства с серией нашим читателям мы порекомендуем Rusty Lake Paradise 2018 года. Несмотря на то, что это не первая игра франшизы, она сразу же даёт понять, понравится вам в мире Ржавого озера или нет.
В центре сюжета Rusty Lake Paradise Якоб, покинувший Райский остров, но вынужденный вернуться на него после смерти матери. Герой обнаруживает, что на острове разворачивается эпидемия, остановить которую можно только с помощью тайных семейных ритуалов, для восстановления которых ему придётся проникнуть в воспоминания покойной матери.
Samorost
Продолжает наш список лучших point-and-click квестов игра от Якуба Дворски, создателя Machinarium и Botanicula. Этот квест-головоломку он написал ещё в 2003 году, будучи студентом Высшей школы прикладного искусства Праги. Со временем она превратилась в самостоятельную игровую серию.
Главный герой Samorost — гном, который живёт на небольшой планете, любит поспать и поесть и никого не трогает. Неожиданная опасность заставляет его выйти из дома и принять срочные меры: прямо к родному дому героя летит зловещий астероид. Цель игры — избежать столкновения родной планеты гнома с бездушным космическим камнем. Забавный факт: Samorost был дипломной работой Дворски, за которую он получил два балла (по четырёхбалльной системе), т. к. комиссия ВУЗа привыкла рассматривать в качестве выпускных работ короткометражную анимацию и не была готова к интерактивному проекту.
Впрочем, низкий балл не помешал Якубу Дворски создать студию Amanita Design и подарить миру несколько запоминающихся душевных квестов. Samorost также получил продолжение: во второй части игры гном разыскивает свою похищенную вредными инопланетянами собаку, а в третьей история обретает глобальный характер. Мы рекомендуем ценителям квестов всю серию.
Time Gentlemen, Please!
Этот полный абсурдного юмора и нелепой конспирологии квест продолжает историю, которая началась в Ben There, Dan That! с того, что два приятеля Ден и Бен чинили антенну на крыше. Во время ремонтной операции в антенну ударила молния, и парочку неудачников затянуло в пространственно-временную воронку, которая унесла их в альтернативную вселенную. И вот уже вторую игру они пытаются вернуться домой…
Time Gentlemen, Please! это сражение с Гитлером, управляющим огромным боевым роботом, армия динозавров-нацистов, вторжение инопланетян… Чудовищная смесь «Железного неба» с «Риком и Морти», которая каким-то образом работает и отправляет геймера в абсолютно безумное приключение.
Обе игры по цене одной можно приобрести в Steam. Вышли они в 2009 году, но графическим решением отсылают скорее к квестам золотого века. Любите ретро-графику и сумасшедшие истории? Вы знаете, что делать.
Röki
Девочка Туве и её брат Ларс живут в заснеженной горной глуши вместе с отцом, который часто пьёт, оплакивая смерть любимой жены. Туве ухаживает за младшим братом и рассказывает ему сказки, далеко не всегда добрые и весёлые. Однажды вечером сказка оживает, и на дом нападает жуткое чудовище, которое похищает Ларса. Чтобы его спасти, Туве придётся помогать сказочным существам и совершить длинное и опасное путешествие.
В отличие от многих протагонистов квестов, Туве — лучшая помощница для игрока. Все свои мысли она записывает в дневник, ведёт учёт инвентаря, рисует карту. Некоторые загадки решаются прямым и очевидным путём, другие же заставляют поломать голову, а сказочная история хорошо выдерживает баланс между жутью и юмором. Добавим к этому отличную рисовку и атмосферную музыку и получим один из лучших квестов.
Порекомендовать Röki можно любителям скандинавского фольклора, детских и не очень сказок и трогательных историй. Пока что это единственная игра инди-компании Polygon Treehouse, и первый блин совсем не комом! Будем следить за дальнейшими успехами этих разработчиков.
Resonance
Взглянув на этот квест со стороны, вы можете подумать, что его создавали в Sierra On-Line или Lucas Arts, но нет. Resonance выпустила инди-студия XII Games в 2012 году, это ретро-квест, который во многом следует классическим принципам жанра, но вносит и некоторые оригинальные механики, из-за которых эта игра и удостоилась упоминания в нашей подборке.
Таинственным образом погибает известный учёный-физик, а его разработки могут привести к глобальной катастрофе, ставящей под угрозу само существование человечества. Четыре героя — племянница учёного Анна, его ассистент Эд, частный детектив Беннет и жадный до хайпа блогер Рэй начинают расследование загадочной смерти. Чтобы предотвратить апокалипсис у них есть всего шестьдесят часов.
Resonance неожиданно удивляет геймплейным разнообразием, чего не ждёшь от такого древнего и устойчивого жанра, как point-and-click квест. Разработчики добавили в игру множество интересных механик, самая крутая из которых — менеджмент памяти. Герои способны запоминать события, сказанные фразы, мелкие детали и размещать их в собственной памяти, организованной по принципу ограниченного инвентаря. От того, что тот или иной герой запомнит и сможет использовать зависят его действиям в будущем, что дарит игре заметную нелинейность и реиграбельность. Если вы думаете, что уже всё видели в квестах, попробуйте Resonance — эта игра способна удивить.
Downfall
Вернёмся к хоррорам. Мрачный квест от Harvester Games вышел в 2010 году, и завязкой словно подражал Стивену Кингу: муж и жена Джо и Айви Дэвис приезжают в отель, куда Джо решил отправиться на семейный отдых после того, как у его жены начались проблемы с психикой. Сразу же после прибытия супруги ссорятся, а на утро Джо обнаруживает, что Айви исчезла.
Downfall — тот редкий случай, когда обычный point-and-click квест способен напугать. История о семейных проблемах быстро превращается в хоррор на выживание, и игрок шарахается от каждого шороха, пытаясь распутать хитроумные головоломки, которые продвинут его расследование. Конец истории зависит от принятых игроком решений и выбранных в диалогах фраз.
После успеха другого проекта, о котором позже, создатель игры Рем Михальски выпустил ремейк игры под названием Downfall: Redux, в котором, по его словам, довёл игру до ума, так что теперь геймерам доступны два варианта — оригинальный и исправленный. Оригинальная игра, кстати, стала бесплатной ещё в 2014 году, так что вы можете прямо сейчас легально скачать и попробовать её, и если она вам понравится, то перейти к следующему проекту от Harvester Games, который называется…
The Cat Lady
Сьюзан Эшворт — одинокая женщина, у которой нет друзей, зато есть хроническая депрессия и целая армия домашних кошек. Увы, кошатница оказывается вовсе не сильной и независимой, и очередным мрачным и бессмысленным днём решает покончить с собой, приняв смертельную дозу таблеток. Но на пороге смерти Сьюзан неожиданно встречает загадочную Королеву червей, которая даёт героине жуткое задание и возвращает её к жизни…
Над The Cat Lady практически в одиночку работал Рем Михальски. Действие игры разворачивается в одной вселенной с Downfall: соседями Сьюзан являются герои предыдущей игры Михальски Джо и Айви. Если Downfall можно назвать удачной пробой пера, то The Cat Lady — крепкий эмоциональный психологический хоррор, в котором чувствуется растущее мастерство автора.
Игра имела успех у критиков и геймеров и принесла создателю несколько престижных наград, после чего он сделал ремейк Downfall и сел работать над своим следующим хоррор-квестом под названием Lorelai. Вместе эти три игры складываются в единую трилогию, так что если вам понравились первые две, не пропустите.
Stasis
А завершит нашу подборку научно-фантастическая адвенчура Stasis. И это снова хоррор. Мы не виноваты, так получилось, что на десерт в нашей подборке лучших point-and-click квестов остались одни ужасы. Уберите слабонервных от экрана!
Джон Марачек вместе с семьёй отправляется в космическое путешествие, большую часть которого пассажиры проведут в стазисе. Когда камера, в которой наш герой спокойно спал, открывается, он не обнаруживает ни конечной точки прибытия, ни своей семьи — только жуткие и тёмные коридоры опустевшего корабля. Дальше начинается история в духе Dead Space, Чужого и других космохорроров.
Сюжетных откровений от игры не ждите, знатоки жанра разберутся что к чему уже в середине игры, и догадаются, каким будет финал этой линейной истории. Впрочем, игра и не пытается удивить геймера неожиданными сюжетными поворотами, вместо этого вас ждет густая жуткая атмосфера, непростые головоломки и, что особенно необычно для жанра, изометрическая рисовка в духе Fallout и Baldur’s Gate. Визуал Stasis отлично погружает в мир игры, художникам — наша отдельная похвала.
На этом наша подборка лучших point-and-click квестов завершена. Мы собрали для вас тридцать игр жанра, но хороших адвенчур намного больше, и, возможно, вы уже спешите в комментарии, чтобы пополнить наш список новыми проектами. Мы с интересом прочитаем всё, что вы напишете, и будем рады, если смогли открыть для вас несколько замечательных игр.