Платформы: SWITCH PS4 ONE 360 PC Разработчик: Piranha Bytes Издатель: Deep Silver THQ Nordic Жанры:
RPG
Не знаю как вы, а я соскучился по ролевым играм. Не тем, что ласкают душу олдфагам, признающим мир только в изометрической перспективе – с ними-то все вроде в порядке, там и относительно скорый релиз Baldur’s Gate 3 маячит, и прошлогодняя King Arthur: Knight's Tale порадовала поклонников жанра, и даже отечественный геймдев не отстает, представив публике Pathfinder: Wrath of the Righteous. Я же говорю об играх времен седьмого поколения консолей, когда RPG чаще рассказывали о приключениях одинокого героя (ну или героя в сопровождении пары второстепенных персонажей), давали вдоволь наглядеться на окружающий мир благодаря камере от первого или третьего лица и полагались на экшен-составляющую при взаимодействии с окружающим миром, нежели на бросок воображаемых кубиков при расчете вероятностей. Ремастер первой части Risen – это не та игра, которую кто-то просил, но та, которая лично мне, оказывается, была очень нужна.
После проблемного релиза Gothic 3 немецкая студия Piranha Bytes прекращает сотрудничество с издательством JoWood Entertainment и подается под крыло Deep Silver, после чего продолжает работать в излюбленном жанре. Ну а что может выпустить небольшая студия, которая с первого дня своего существования работала над “Готикой”? Правильно, новую “Готику”, только с другим названием. И говоря о том, что разработчики вновь сделали “Готику”, я буквально имею в виду, что Risen – это всеми любимая и всем знакомая “Готика” во всем, начиная от ролевой системы и заканчивая структурой игрового мира.
Главный герой – как всегда безымянный заключенный или простой безбилетник, не имеющий какой-то внятной предыстории, – оказывается на борту корабля посреди бушующего шторма. Шторм – вовсе не естественное природное явление, а следствие пробуждения Титана – древнего существа, угрожающего, само собой, всему живому. Судно терпит крушение, и герой оказывается на берегу острова Фаранга, на котором и будут разворачиваться события игры. На острове обосновались три фракции: инквизиторы, прибывшие для изучения и борьбы с Титаном и захватившие портовый город (“привет, Готика” №1), маги огня (“привет, Готика” №2) и бандиты, обосновавшиеся в болотном лагере (“привет, Готика” №3). Оказавшись в незнакомой обстановке, вы вольны исследовать остров практически в любом направлении. Единственным препятствием может стать внезапная смерть персонажа от рук врагов, большинство из которых не по зубам непрокачанному протагонисту, так что первой вашей задачей станет установление отношений с местным населением с обязательным вступлением в одну из трех фракций. И это, пожалуй, самый интересный и вариативный этап игры.
Каждая из сторон по-своему привлекательна и предлагает уникальный набор квестов, выполнение которых позволит присоединиться к той или иной группировке: в болотном лагере из вас сделают типичное быдло, которое выбивает деньги за защиту с рабочих и держит авторитет среди бойцов; инквизиторы, расквартированные в портовом городе предложат потрудиться на благо обществу, помогая владельцам городских лавок и административной верхушке; ну а маги огня со временем могут принять вас в свой монастырь в качестве послушника, где научат смирению через подметание полов и выполнение поручений магистров.
По сути, перед нами порт ПК-версии c поддержкой более высокого по сравнению с оригиналом для Xbox 360 разрешения и фреймрейта (который раньше редко доходил даже до 30-ти). С другой стороны, консольные пользователи, наконец-то, получили играбельную версию игры.
Помимо квестов каждая из фракций склоняет к определенному стилю игры. Бандиты – это типичные бойцы, вооруженные мечом и луком, маги и инквизиторы сочетают ближний бой и способность применять магию, смещая приоритет на том или ином элементе каждый в свою сторону. При этом магия в игре – это не только боевые заклинания. Целый ворох спеллов пригодится в относительно мирные моменты. Нужно стянуть требуемый предмет, не привлекая внимания окружающих? Телекинез вам в помощь. Нужно забраться туда, куда на первый взгляд забраться невозможно? Пригодится левитация. Дали торговцу по голове и теперь тот не хочет с вами разговаривать? И для этого найдется свое волшебство – он просто забудет о произошедшем.
Прямиком из “Готики” в Risen пожаловала и система развития героя. Выполняя квесты и сражаясь с врагами, вы будете получать опыт, повышая со временем уровень персонажа. Каждый новый уровень предоставит десять очков для развития характеристик и навыков. Но сперва вам нужно найти того, кто сможет вас обучить, к примеру, обращению с оружием (для каждого типа отдельно), магии, ну и различным вспомогательным навыкам, среди которых воровство и взлом замков, ювелирное и кузнечное дело, зельеварение и создание свитков. И такая ветвистая ролевая система открывает сразу несколько путей того, как вы будете проходить игру – в Risen при решении квестовых задач отлично работает принцип “уговори/избей/укради”.
К сожалению, насколько вариативно прохождение первого акта, настолько же линейно, по большей части, прохождение остальных трех. Со второго по четвертый акт набор сюжетных квестов для бандита, мага и инквизитора или будет незначительно отличаться, или, что чаще, не будет отличаться вовсе. Более того, третий и четвертый акты – это монотонная зачистка огромного подземелья от одинаковых врагов. Таким образом, восторг от начала игры меняется на раздражение от однообразия игрового процесса.
Еще одной проблемой уже непосредственно ремастера является крайне ленивое, собственно, обновление игры. По сути, перед нами порт ПК-версии c поддержкой более высокого по сравнению с оригиналом для Xbox 360 разрешения и фреймрейта (который раньше редко доходил даже до 30-ти). С другой стороны, консольные игроки, наконец-то, получили играбельную версию игры.
Тем не менее, пусть Risen и не может сегодня называться красивой игрой, она все же привлекает дизайном окружения, рисуя уютные природные пейзажи, аккомпанируемые композициями Кая Розенкранца. Этот мир приятно исследовать. Он небольшой, а по меркам современных ролевых игр вообще крохотный, но при этом в нем нет мест, где вы не наткнулись бы на NPC с квестом за пазухой или интересную пещеру с ценным лутом.
базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Risen вряд ли придется по душе всем поклонникам жанра. Страшненькая графика, которую даже не попытались улучшить в ремастере, проблемная и однообразная вторая половина игры и общая бюджетность проекта, проявляющаяся в брыкающейся камере и не всегда удобном управлении – все это не смогло сыскать безусловную любовь 13 с лишним лет назад и вряд ли сможет сейчас, но для поклонников “Готики”, скучающих по былым временам, обновленная версия обязательна к приобретению.
В январе 2023 года Risen выпустили на Xbox One, PlayStation 4 и Nintendo Switch. Обзор написан по версии для Xbox One, запущенной на Xbox Series X.