Обзор Endzone — A World Apart
Выжить, чтобы жить и выживать дальше
Содержание статьи:
Endzone — A World Apart – это экономическая стратегия с непрямым управлением от Gentlymad Studios и Assemble Entertainment, где наша первоочередная задача выжить любой ценой в условиях ядерного постапокалипсиса. Ни радиоактивный дожди, ни песчаные бури, ни плохое настроение рабочих из-за отсутствия тортиков не должны стать препятствием к их бесконечному бесцельному существованию.
Консольная версия Endzone — A World Apart: Survivor Edition оптимизирована под новое поколение консолей Xbox Series X|S при поддержке функции Smart Delivery. Для российского региона доступна локализация на уровне интерфейса и субтитров, озвучка на английском. Обзор написан с версии для Xbox Series S, все скриншоты и видео сделаны с этой консоли.
Мы новый мир построим
Планету настиг очередной ядерный взрыв, остатки человечества вновь вынуждены десятилетиями скрываться в убежищах глубоко под землёй. Сидеть вечно в бункере им всё равно не удастся, так что небольшая группа выживших загружает последние припасы в автобус и отправляется искать более благоприятное место для возрождения человеческой цивилизации. Техника в очередной раз подводит и автобус ломается задолго до того, как нашим пилигримам удаётся покинуть заражённую зону. Ничего не поделаешь, придётся выживать как получится, строить новый дом из подручных материалов или сдохнуть в попытках (что в большинстве случаев и будет происходить).
Примерно так начинается каждый цикл в Endzone: сломанный автобус, заросшие руины некогда великих городов, небольшое озеро и с десяток работников-универсалов, способных одинаково хорошо рубить лес, лечить больных, учить детей, добывать уголь или выращивать картошку по первому приказу вышестоящего начальства (то есть вас), если они будут в настроении, но об этом чуть позже.
Познавательная страничка. После ядерного взрыва, радиоактивные вещества, попавшие в верхние слои атмосферы, практически полностью выпадают в виде осадков за первые пять-семь лет. За счёт элементарного круговорота воды в природе, знакомого каждому школьнику, радиоактивные изотопы задерживаются в почве, а дальнейшие испарения и формирование новых осадков с каждым циклом всё больше очищаются от радиоактивных примесей. Главный смысл отсидки в бункере после ядерной катастрофы в том и заключается, чтобы переждать такие вещи, как радиационное заражение среды и осадки.
Endzone предлагает на выбор три режима игры: Обучение, Выживание и Сценарии. Сетевой игры или кооператива нет.
Даже если вы прожжённый радиацией выживальщик 80-го уровня, не торопитесь бросаться с головой на борьбу за сохранение остатков человечества. Так или иначе, стоит разобраться в нюансах технологического прогресса Endzone. На какой стадии нужно переходить от собирательства к фабричному производству, в какой момент понадобится электричество и так далее. Вся эта информация также собрана в отдельном Руководстве радиального меню. В противном случае, если гнать на всех парах к заводам и фабрикам, не обеспечив их необходимой инфраструктурой и рабочей силой, вы просто истощите ресурсы, а все ваши подопечные лягут костьми вокруг новой производственной линии.
Режим Обучения требует доработки в плане более явного зачёта выполненных задач. Обучение разбито на отдельные мини-сценарии, но выполнение некоторых из них никак не останавливает геймплей. На самом деле это проблема и для режима Сценариев, которые всегда скатываются в бесконечную симуляцию.
Жить чтобы выжить
Ваша главная цель в Endzone – выжить, впрочем, как и у любого другого живого существа, но в контексте игры эта цель преобладает над всем остальным игровым процессом. Стартуя в поле возле сломанного автобуса, первым делом необходимо запастись водой и едой. Лес станет вашей главной кладовой – источником грибов, ягод, дичи и, конечно же, древесины, как основного строительного материала. Воду можно брать из ближайшего пруда. Если она окажется заражённой, значит нужно наладить систему очистки через угольный фильтр. А уголь для фильтра, очевидно, можно получить от сжигания той же древесины. Поставив на поток удовлетворение первичных биологических потребностей, люди начнут размножаться, значит пора строить новые дома, для родившихся детей необходима школа, чтобы бороться с болезнями нужны больницы, а чтобы хоронить умерших нужно кладбище. Таким образом, начав с разбитого автобуса мы, шаг за шагом, постепенно отстраиваем полноценный город с производственными цепочками и логистическими службами, экспедиционными корпусами и оборонительными сооружениями.
С точки зрения игровой механики, процесс обстоит следующим образом. Поскольку Endzone игра с непрямым управлением, то есть непосредственно мы никем не управляем. Выбираешь здание, поле, дорогу или любую другую постройку, выбираешь месторасположение и распределяешь профессии среди подопечных. Когда у вас ещё ничего нет, самой важной профессией становится строитель. Назначив из десяти выживших пять строителей, они сами пойдут строить запланированные объекты в зависимости от доступных ресурсов и приоритета категорий строительства (изменяемый параметр), если у них нет более серьёзных потребностей. Просто если ваши строители голодны, первым делом они пойдут в лес искать пищу, а не строить. Эффективность их работы зависит не только от сытого желудка, но и от такого показателя, как Настроение. Вообще, в меню Профессий вам придётся наведываться постоянно, перераспределяя занятость по ситуации: песчаная буря уничтожила все посевы, здания тоже пострадали, но не очень сильно, то часть строителей лучше перепрофилировать в фермеров; в вашем городе вспышка эпидемии, значит срочно нужны врачи и как можно больше. Слава богу, разработчики не стали впадать в крайности, поэтому перевод строителя во врачи и обратно не требует каких-то специальных центров занятости или дополнительного времени на переобучение, всё это происходит мгновенно в рамках меню Профессий.
Endzone предлагает довольно подробную и обширную систему развития поселения с десятками зданий, объектов, товаров, необходимых предметов и ресурсов. Для неискушённых в менеджменте игроков система довольно-таки сложная. Чем дольше выживает ваше поселение, тем больше ему необходимо расширяться, осваивать новые технологии, и тем больше факторов вам нужно удерживать в голове. Следить буквально за всем: от влажности почвы до настроения жителей, усложняя процесс с каждой ступенькой пирамиды Маслоу.
Не знаю насколько правильно считать это недостатком в контексте жанра, но для игры с непрямым управлением, тебе много что нужно делать вручную. После продолжительной игры внимание рассеивается, и в итоге ты теряешь контроль над ситуацией, когда уже ничего нельзя исправить. Для таких случаев в игре предусмотрено автосохранение (срабатывает не всегда) через определённый промежуток времени, которое дополнительно фиксирует несколько предшествующих сезонов.
Наряду с обеспечением базовой жизнедеятельности, вы вынуждены вести постоянную борьбу с окружающей средой, куда входят песчаные бури, засухи, радиоактивные ливни и набеги рейдеров. Подобного рода катаклизмы генерируются случайным образом в зависимости от выбранного сценария или выставленных настроек в режиме Выживания. От каждой напасти есть своя тактика. Перед засухой стоит построить дополнительные водохранилища, колодцы и склады для урожая. От рейдеров нужны заграждения и оборонительные башни, выделив некоторое количество населения в народное ополчение. А после радиоактивных дождей срочно массово проводить дезактивацию почвы и уничтожение отравленных посевов. В любом случае шансов погибнуть у вашего поселения гораздо больше, чем выжить.
Несмотря на всю описанную выше сложность игрового процесса, обращаться с многочисленными меню и графиками совсем нетрудно. Управление хорошо подогнано под геймпад консоли. Основное радиальное меню открывается с левого триггера, по вкладкам которого удобно перемещаешься с помощью левого же мини-джойстика. Текстовые окна нисколько не захламляют рабочее пространство экрана. С точки зрения эргономики всё вполне комфортно и удобно.
На лицо ужасные, добрые внутри
С каждой минутой, проведённой в Endzone, вспоминается Frostpunk. Готов поспорить, что разработчики вдохновлялись именно этим проектом, перенося похожий опыт в сеттинг радиоактивной пустоши. Здесь точно так же можно изгонять стариков, запрещать заводить детей, ограничивать паёк, отправлять экспедиции на поиск ресурсов и так далее, с той лишь разницей, что игра при этом не делает из тебя кровавого диктатора. Любое такое решение подаётся как одна из опций, когда вы временно жертвуете одним ресурсом ради другого (люди собственно такой же ресурс). Endzone отчётливо позиционирует себя вне политики, вам не нужно удерживать власть. Как бы вы ни усложняли жизнь рабочих, местные шахтёры не обучены бастовать и никогда не поднимут восстание, чтобы отправить вас в изгнание, у них просто испортится настроение.
Вкратце пройдёмся по остальным составляющим игры. Endzone — A World Apart не производит впечатления крупнобюджетного проекта. Игра уже оптимизирована под новое поколение консолей. Относительно серии S можно отметить идеальную производительность в 60 кадров в секунду при разрешении 1080p. В определённых масштабах картинка держится вполне достойно, присутствуют неплохие погодные эффекты, однако более близкий взгляд на отдельные здания производит более грустное впечатление. Нельзя не отметить, что игра сделана с душой и большим вниманием к мелочам. Особенно это заметно по дизайну и анимации построек. Они выглядят максимально аутентично, насколько это возможно, так если их реально строили из подручных палок, тряпок и листов железа.
За громоздким названием Endzone — A World Apart: Survivor Edition скрывается довольно скромное количество контента. По сути, на всю игру всего одна карта. Она настраивается по размеру, количеству гор и водоёмов, но сам ландшафт и объекты на нём одни и те же. Нет ни городов, ни других поселений или фракций, снега, песчаных пустынь, радиоактивных болот, полей, морей или островов. Только лес с небольшими возвышенностями и озёрами, где условные сезоны подразумевают смену дождей и засух.
С технической точки зрение периодически перестаёт срабатывать сохранение. Лечится перезапуском игры, надеюсь это будет исправлено с последующими патчами.
Музыкальное сопровождение хоть и не претендует на самостоятельную художественную ценность, однако создаёт динамическое звуковое пространство. У каждого здания или события есть своё неповторимое звучание, отыгрывающее происходящие процессы. При нападении рейдеров музыка становится напряжённой, во время засухи она сменяется более грустными мелодиями. Современные аудио-семплы вместе с уникальной озвучкой зданий объединяются в живой микс, который держит в тонусе и как минимум не раздражает даже после нескольких часов игры.
Endzone — A World Apart
Хотите построить целый город с нуля в условиях радиоактивной пустоши? Не страшитесь таблиц и графиков? Готовы работать как раб на галерах, ради выживания? Тогда можете смело отправляться на лесную опушку Endzone разводить добродушных человечков, как можно дольше, сохраняя стабильность их повседневной жизни.
Добротная и довольно сложная экономическая стратегия вокруг выживания.
Картинка на Series S скромная, зато производительность идеальная.
Безликий, но динамический саундтрек отыгрывающий происходящие события.
Довольно хорошо подогнаны под консольное управление. Не хватает настройки размеров шрифта.
Недоработки в Обучении. Периодически не срабатывающее сохранение. В остальном без нареканий.
В 2021 году группа террористов взорвала ядерные реакторы по всему миру, и планета погрузилась в хаос. Лишь немногим выжившим удалось укрыться в подземных бункерах, которые называли «зонами защиты». 150 лет спустя люди возвращаются наверх… под вашим руководством! В недружелюбном мире, полном радиации, кислотных дождей и экстремальных изменений климата вы возглавите группу людей, мечтающих о лучшей жизни. Посвятите себя великой цели и постройте новый благополучный мир с помощью новых изобретений. Докажите, что вы достойны звания лидера!