Обзор Somerville
Платформы: XSEX PC Разработчик: Jumpship Издатель: Jumpship Жанры:
action Adventure
Творения студии Playdead всегда занимали особое место в сердцах игроков. Избавившись от любых диалогов в принципе, разработчики предлагали окунуться в сюрреалистичные хоррор-миры, в которых история была открыта для интерпретации, а концепция "симулятора ходьбы слева-направо" была разбавлена за счет завязанных на физике головоломок.
Составить конкуренцию Limbo и INSIDE могла только франшиза Little Nightmares от студии Tarsier. Последняя разнообразила концепцию коллег по цеху за счет превращения уровней в подобие диорам, а также предложила свою уникальную и очень жуткую историю.
Сейчас Playdead пребывает в режиме радиомолчания, периодически делясь в соцсетях атмосферными артами нового проекта. Tarsier же ушла из-под крыла Namco Bandai и потеряла права на Little Nightmares.
Освободившуюся нишу попыталась оперативно занять студия Jumpship, костяк которой как раз состоит из экс-сотрудников Playdead. Заручившись поддержкой Microsoft, команда анонсировала в 2017 году свою дебютную игру — Somerville, которая явно создавалась по лекалам INSIDE.
В последние несколько лет Jumpship сидела тихо, но во второй половине 2022 года резко проснулась и в оперативном режиме выбросила в Xbox Game Pass свой долгострой. Учитывая его качество — решение о форсированном релизе было явно принято не от хорошей жизни.
История фокусируется на живущей за городом (предположительно, в Великобритании) семье, состоящей из главного героя, его жены, маленького ребенка и собаки. Однако их мирная жизнь меняется, когда в небе появляется гигантский черный монолит, обстрелявший людей гигантскими стержнями из неизвестного металла.
Из-за инцидента с падением на дом космического истребителя главный герой отстал от родных. Теперь ему необходимо найти семью и выжить в хаосе.
При первом знакомстве Somerville действительно сложно отличить от творений Playdead. Здесь также никто из персонажей не говорит, а игрокам необходимо исследовать загадочный мир, наполненный опасностями.
Впрочем, Jumpship попыталась дистанцироваться от бывших коллег за счет двух решений. Во-первых, был пересмотрен подход к построению уровней. Если Limbo и INSIDE выглядели как 2D-платформеры, то в Somerville локации более открыты, а камера постоянно меняет ракурсы в попытке сделать приключение более кинематографичным и зрелищным.
История проекта
- 30.12.2022 Разработчики Somerville готовят новую игру
- 20.11.2022 Авторы Somerville готовят патчи с исправлениями – первый хотфикс уже вышел
- 15.11.2022 Разработчиков Somerville от студии сооснователя Playdead купили в день выхода игры
- 15.11.2022 Красивая игра, но с изъянами: Состоялся релиз адвенчуры Somerville – оценки, отзывы и первые 25 минут геймплея
- 15.11.2022 Somerville от разработчика Inside превращает консоли Xbox в картошку
На бумаге Somerville выглядит как очень перспективное творение. Однако очень быстро наступает понимание, что во время разработки что-то пошло не так.
Основанных на физике головоломок также не особо много. Вместо этого разработчики предоставили главному герою две способности, которые позволяют ему при помощи источников света менять агрегатное состояние инопланетных конструкций (твердое тело или жидкость).
На бумаге Somerville выглядит как очень перспективное творение. Однако очень быстро наступает понимание, что во время разработки что-то пошло не так.
Начнем с положительных моментов. Творение Jumpship поначалу вызывает искренний восторг благодаря запоминающемуся визуальному стилю и работе с окружением. Разработчики явно вдохновлялись "Войной миров" Герберта Уэллса, поэтому местную атмосферу можно черпать ложками.
Кроме того, большой акцент сделан на зрелищности происходящего. Некогда привычный мир героя превратился в опасную среду, которая давит на него своими масштабами. Игрок видит монструозные ландшафты с гигантскими конструкциями, разрушенный город, уничтоженный палаточный городок вокруг пустующей сцены с карикатурным НЛО (судя по всему, местное население ожидало первого контакта) и так далее.
Когда начинается экшен, вся игра приходит в движение за счет большого внимания к мелким деталям. Ткань колышется на ветру, герой оставляет следы в глине, а преследующие его инопланетные ищейки проламывают декорации и уничтожают стоящие на их пути машины.
Однако в какой-то момент повествование перестает быть прямолинейным и останавливается. Финал у Somerville оказался чересчур непонятным и открытым для тракторов, причем он не вызывает взрыв мозга в духе Inside, но оставляет чувство недоумения и разочарования.
Все выглядит так, будто на середине разработки у Jumpship слишком сильно напирала на экшен и не рассчитала бюджеты. Когда же закончились деньги студия поспешила завершить историю, резко забыв про экшен и предлагая медленным шагом двигаться через абстрактные образы и болото из инопланетной жидкости.
базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Игра проходится всего за четыре часа, однако хронометража ей ощутимо не хватает — будто пару дополнительных часов геймплея попросту вырезали. При этом тема семьи толком не была раскрыта, а про спутника в виде собаки забывают очень быстро.
Somerville использует графический движок Unity, который в умелых руках превращается в феноменальный инструментарий. Однако Jumpship явно не смогла с ним совладать. Уже на вступительных титрах фреймрейт падает ниже отметки в 30 кадров в секунду, а дальше ситуация не только не исправляется, но ухудшается.
Особенно много проблем создает использование неоновых источников света. А под финал Somerville превращается в самое настоящее слайдшоу. Бонусом идут тиринг и постоянные подвисания, когда игра натужно пытается сохраниться и подгрузить новую часть локации (куда пропала мощь SSD — загадка). Кроме как криворукостью разработчиков происходящее невозможно изменить. Никакого некстгена на экране вы не увидите, ибо игра использует стиль Low Poly. Проблема актуальна не только для PC, но и для консолей Xbox One, Xbox One X и Xbox Series S. В относительной безопасности находятся только владельцы Xbox Series X, хотя и на флагманской консоли Microsoft возможны просадки.
Финальным гвоздем в крышку гроба можно назвать неотполированный геймплей и многочисленные баги. Персонаж передвигается крайне неохотно, ибо разработчики не стали добавлять никакой возможности для ускорения перемещений. А за счет более открытых уровней герой постоянно спотыкается из-за раскиданных по уровням объектов.
Кроме того, разработчики напортачили с коллизиями, из-за чего персонаж периодически застревает в окружении или может вообще провалиться сквозь текстуру земли, которая не успела прогрузиться. Не улучшают ситуацию и постоянные смены ракурсов камеры, из-за чего местами становится непонятно, куда нужно идти. При этом Jumpship вроде как пыталась выйти из ситуации, помечая нужный путь брызгами желтой краски и искажением источников света, но сделано это далеко не везде.
Somerville – это великолепная игра с большим потенциалом, который не удалось реализовать из-за того, что она поступила в продажу в откровенно сыром виде. Как минимум, проекту нужна дополнительная полировка сроком в шесть месяцев.
Что именно пошло не так – остается загадкой. Однако сразу после выхода Somerville стало известно, что студию Jumpship купило издательство Thunderful Games, что позволяет прийти к неутешительным выводам.