Лучшие RPG 2000 – 2010 годов на ПК
Нулевые — золотое время для жанра RPG. Пока любители сетевых баталий днями и ночами зависают в компьютерных клубах, играя в Unreal Tournament и Counter-Strike, геймеры-одиночки приходят домой, вставляют в CD-ROM очередной диск с интригующим названием и погружаются с головой в фантастические миры, которые может спасти только одинокий герой. Или группа героев. Несмотря на то, что жанр RPG активно развивался ещё в девяностые, с 2000 по 2010 год свет увидели многие RPG, которые сейчас считаются лучшими. Мы собрали их в один список, и получилась эта…
Подборка лучших RPG 2000 — 2010
Содержание статьи:
Здесь будут и сюжетно-ориентированные ролевые игры с кинематографичными персонажами и глубокой историей, и action-RPG, в которых сюжет лишь обосновывал прокачку, гринд и истребление легионов монстров. Единственный поджанр, которого мы решили избегать в этой подборке лучших RPG 2000 — 2010 годов, это MMORPG. Про многопользовательские ролевые игры мы расскажем как-нибудь в другой раз. Все игры в нашем списке даны в хронологическом порядке.
Nox
Увидевшую свет 19 февраля 2000 года action RPG от Westwood Studios вспоминают редко, в основном из-за того, что эта игра осталась в тени Diablo 2, вышедшей в том же году. Забавно, что игрожуры обозвали Nox «убийцей Diablo», и речь, конечно же, шла о первой Diablo. Чем же эта игра заслужила внимание?
Nox предлагал игроку три класса: воина, не владеющего магией, но сильного, быстрого и вооружённого мощным оружием и бронёй, чародея-призывателя, чьи заклинания направлены на подчинение других существ его воле и призыву магических миньонов и мага, обладающего сильными разрушительными заклинаниями. Бои в игре скиллозависимые, даже обычная потасовка с рядовыми монстрами требует от игрока понимания своего класса и грамотного использования способностей.
Интересной особенностью Nox была и ограниченная зона видимости: персонаж видел только то, что происходило у него непосредственно перед глазами, что позволяло противникам незаметно подкрадываться со спины. И не сомневайтесь, мобы будут этим пользоваться, ведь искусственный интеллект в игре был передовым для своего времени, и даже сейчас даёт прикурить многим дьяблоидам. А для желающих помериться силами с другими игроками в игре был предусмотрен и PvP режим.
Сюжет Nox — типичная история попаданца, но в 2000 году это ещё не считалось дурным тоном. Нашего главного героя Джека Мауэра, живущего в трейлере, засасывает в фэнтезийный мир прямо через портал, открывшийся в его телевизоре. Там его, конечно же, сразу же объявляют избранным героем, который должен спасать мир, и берегись, древнее зло. Если вы устали от Path of Exile, а Diablo 4 ещё не вышел, попробуйте Nox. Эта игра подарит вам массу необычных впечатлений.
Might and Magic VIII: Day of the Destroyer
Вышедшая 1 марта 2000 года восьмая часть культовой серии RPG от 3DO Company стала последней игрой франшизы, любимой поклонниками. В дальнейшем серию ждал не самый удачный переход в 3D, а потом и вовсе смерть и забвение в руках Ubisoft, но пока ещё ничто не предвещает беды.
Игра начинается с серии природных катаклизмов, вызванных таинственным незнакомцем, появившемся посреди города Вороний Берег. Посреди города появляется загадочный кристалл, а на мир обрушиваются наводнения, землетрясения, цунами и прочие напасти. Из-за этих событий наш герой, обычный караванщик, расу и пол которого выбирает игрок, застревает на островах Кровавого Кинжала. Чтобы добраться до континента, ему придётся сколотить команду из местных приключенцев и пройти сквозь полные опасностей руины древнего храма, но на этом приключение только начинается.
Как и другие части серии, Might and Magic VIII: Day of the Destroyer выполнена от первого лица. В бою можно как использовать пошаговый режим, так и пытаться «играть в Doom» в реальном времени (и для некоторых составов групп это бывает оправдано). Чтобы остановить катаклизм и победить таинственного Разрушителя, герою придётся сколотить шаткий союз из разных фракций, среди которых нет «добрых» и «злых». Некоторая нелинейность в игре присутствует только в квестах, определяющих, какие фракции присоединятся к альянсу, а какие станут врагами героя, но в остальном сюжет развивается линейно. Грустная ирония: хоть игроки по сюжету MM8 спасают от гибели оригинальный мир Might and Magic, просуществует после этого он недолго.
Icewind Dale и Icewind Dale II
Эта игра кажется похожей на Baldur’s Gate, да и сюжет её разворачивается в том же мире Забытых Королевств, но BioWare не имеет к ней отношения. Icewind Dale создали разработчики из Black Isle Studios, за плечами которых уже был великолепный Fallout. Изобретать велосипед они не стали, и взяли рабочий движок Infinity Engine от BioWare, идеально подходящий для изометрических RPG. Игра вышла 20 июня 2000 года.
Действие игры разворачивается в Долине Ледяного Ветра, суровом северном регионе Фаэруна. Игроку предлагается создать до шести персонажей по адаптированным правилам настольной ролевой системы Dungeons&Dragons, после чего их забрасывает в холодные земли, где им предстоит стать охранниками каравана. Звучит, как начало небольшого модуля в D&D для начинающих приключенцев, но сюжет раскручивается и затягивает наших героев в события грандиозных масштабов.
Изначально сюжет игры должен был развиваться в соответствие с книгами главного автора приключенческого фэнтези по Forgotten Realms Роберта Сальваторе, но в дальнейшем разработчики отказались от этой идеи, оставив лишь некоторые отсылки к книгам. Нельзя сказать, что Icewind Dale стала прорывом для жанра — это типичная изометрическая RPG нулевых, со сносным сюжетом, привычной боёвкой и диалоговой системой. Но критики и игроки остались довольны и просили ещё.
В сентябре 2002 Black Isle выпустили Icewind Dale II. Сюжет сиквела разворачивается спустя тридцать лет после событий первой части, когда над Десятью Городами Севера нависла угроза потери связи с внешним миром. Для создания этой игры разработчики модифицировали движок Infinity Engine, но общий принцип геймплея остался тем же. Несмотря на то, что игра получилась неплохой, руководство Interplay осталось недовольно её финансовыми показателями. Уже через год компания Black Isle прекратит своё существование, а её работники уйдут работать в BioWare, Troika Games и Obsidian Entertainment.
Это Невероятно! Мы собрали в один каталог больше 40 крутых бесплатных игр. Вот ссылка на каталог!
Diablo 2
Жанрообразующая игра от Blizzard North вышла 29 июня 2000 года. Успех сиквела игры 1996 года, в которой три приключенца спускались в катакомбы под старым собором города Тристрам и добирались до самого Ада, был феноменальным, а другие action-RPG, в которых одинокий герой прокачивался, расправляясь с бесчисленными легионами монстров, стали называть дьяблоидами. Сколько было попыток «убить Diablo» мы сосчитать не сможем, но некоторые дьяблоиды оказались самодостаточными и успешными, и даже попали в наш список.
История Diablo 2 продолжает сюжет первой части. Воин, победивший в оригинальной Diablo Владыку Ужаса, сам стал сосудом для его перерождения, и вот уже по его следу идут новые герои. В этот раз путешествие не ограничится локальными подземельями, нас ждут леса, джунгли, пески, горы и даже небесное царство ангелов. Мир Санктуария обрёл масштаб и форму, а монстры и боссы до сих пор снятся ветеранам в кошмарах. Особенно тем, кто играх на хардкоре.
Diablo 2 представила игрокам пять классов: амазонку, некроманта, варвара, волшебницу и паладина, каждый из которых обладал тремя ветвями талантов, комбинируя которые можно было получать различные по геймплею билды. Уже в 2001 году вышло дополнение Lord of Destruction, добавившее в игру два новых класса и пятый акт, продолжающий историю. С тех пор все hack and slash action-RPG ориентируются на Diablo 2, включая Path of Exile, отбившую трон у короля лишь спустя тринадцать лет. Diablo 2 — без преувеличений великая игра, заслуженно занимающая место не только в подборке лучших RPG 2000 – 2010 года, но и среди всех игр в истории.
Baldurs Gate II: Shadows of Amn
Игра от BioWare, ставшая символом классических RPG старой школы, вышла 21 сентября 2000 года. В руках разработчиков была настольная ролевая система Advanced Dungeons&Dragons и лицензированный сеттинг Forgotten Realms, в котором они могли развернуться на полную. Движок Infinity Engine, на котором писалась первая часть, был существенно доработан, и в дальнейшем на нём выйдут ещё многие отличные RPG.
Действие игры разворачивается в Амне. Наш герой, расу, пол и класс которого выбирает игрок, приходит в себя в тюремной камере в неизвестных подземельях. Вскоре появляется пленивший его чародей Джон Айреникус и ставит над героем зловещие эксперименты, приговаривая о некоей силе, которую хочет пробудить. Пока тюремщик отсутствует, герою удаётся сбежать, и весь дальнейший сюжет будет строиться вокруг преследования Айреникуса и срыва его злодейских планов.
Основная сюжетная линия Baldurs Gate II: Shadows of Amn проходится легко и быстро, но классические RPG славятся обилием интересных побочных цепочек заданий, персональных квестов членов группы (герой может взять в отряд до пяти спутников) и исследованием мира в поисках секретов. BioWare — мастера своего дела. Вы легко можете увлечься поисками маньяка-убийцы, орудующего в районе моста, потом переключиться на таинственное исчезновение людей в бродячем цирке, следом обнаружить следы деятельности зловещего культа, и вдруг осознать, что вы не только ни на шаг не продвинулись по основному сюжету, но даже из города ни разу не вышли. А за воротами… Впрочем, ни слова больше, вдруг вы ещё не играли в игру, а там уже третья часть на подходе. Самое время наверстать!
Summoner
Почти забытая сегодня ролевая игра, вышедшая 24 октября 2000 года на PlayStation 2, но уже через полгода портированная на ПК, продолжает наш список. Создала её компания Volition, известная геймерам в основном своими более поздними игровыми сериями Red Faction и Saints Row.
Наш протагонист — призыватель по имени Джозеф, который ещё в детстве вызвал демона для защиты своей деревни. Так мальчик обнаружил у себя редкий талант, но, к сожалению, не смог удержать призванную тварь под контролем, что привело к печальным последствиям. Годы спустя Джозеф сталкивается с вторжением агрессивных соседей в его родные земли, и теперь от его неустойчивого таланта будут зависеть судьбы тысяч людей.
Необычная особенность Summoner — гибридная боевая система, совмещающая пошаговый геймплей и действия в реальном времени. Персонажи в игре атакуют противников по очереди, но в режиме реального времени, причём свой ход можно продлить с помощью механики цепных атак. Используйте специальные удары в нужный момент, чтобы увеличить время хода и нанести повышенный урон и навесить на противника неприятные статусные эффекты, в свою очередь осложняющие его ход.
Нетрудно понять, что важную роль в сюжете и геймплее играет механика призыва. Призыв монстра добавляет пятого члена группы в партию во время боя (по умолчанию наш отряд состоит из четырёх человек). Но если кто-нибудь вырубит призывателя, призванное существо сразу же восстанет против игрока, имейте это в виду.
Самобытный мир, интересная боевая система, яркий протагонист и его спутники — у Summoner есть всё, чтобы завоевать вашу благосклонность. Не исключено, что вы узнали об этой игре из нашей подборки, а значит, самое время пройти это приключение.
Проклятые земли
Первый отечественный проект в нашей подборке лучших RPG нулевых вышел 26 октября 2000 года. Разработчики из Nival Interactive прекратили сотрудничество с компанией Бука и перешли под крыло 1С, из-за чего игра, которая изначально должна была называться «Аллоды 3», сменила название, и из неё беспощадно были вырезаны практически все упоминания персонажей и локаций мира Аллодов. Права на вселенную Аллодов некоторое время оставались у Буки, но о том, что Проклятые Земли — это продолжение полюбившейся истории, знали все.
Игра кардинально отличалось от Аллодов и Аллодов II. Во-первых, она переехала на новый движок и стала полностью трёхмерной. Во-вторых, от стратегического геймплея с выделением помощников рамочкой мы перешли к RPG с одним главным героем по имени Зак, привыкшим полагаться на стелс, и его необязательными помощниками лишь в некоторых миссиях. Сюжет начинался с пробуждения Зака в каких-то руинах с бронзовым кинжалом в руках. Не имея ни малейшего представления о том, кто он и где находится, наш герой добирается до ближайшего селения и понимает, что его примитивное оружие смотрится как последнее достижение человечества, если сравнить его с деревянными пиками и каменными топорами, которыми пользуются местные. А местные сразу же объявляют его неким избранным из пророчества.
Нет-нет-нет, не спешите выключать игру, это не то, что вам кажется! История ещё не раз будет высмеивать это клише, а со временем всё станет на свои места, и вы получите отличную фэнтезийную историю в любимом мире Аллодов. Возможно, вы знакомы с ним только по MMORPG «Аллоды Онлайн», но в начале нулевых их ещё даже в планах не было, а серия Аллоды была самой уважаемой отечественной RPG, добившейся успеха во всём мире. Возможно, мы ещё расскажем историю серии Аллоды в другой статье, если вам это интересно, поставьте этому материалу пять звёзд и оставьте комментарий.
Severance: Blade of Darkness
Продолжает наш список незаслуженно забытый RPG-слэшер компании Rebel Act Studios. Вышедшая 20 февраля 2001 года Severance: Blade of Darkness запомнилась олдам в первую очередь необычной боевой системой. Пока остальные action-RPG шли по пути упрощения боевки, разработчики Severance повернули в другую сторону и превратили свою игру в подобие файтинга. Приёмы и суперудары исполняются с помощью комбинаций кнопок, но на каждое действие есть противодействие.
Сюжет игры типичен для приключенческого фэнтези: наш герой должен собрать четыре ключа, получить могучий артефактный меч и сразить им Лорда Хаоса, чтобы спасти мир от Тьмы. В основе лора игры лежит зороаастрийская мифология, но есть и элементы других мифов древних цивилизаций, знатоки истории и культурологии с удовольствием разберут игру на тысячи отсылок и пасхалок.
В игре четыре играбельных персонажа: рыцарь, варвар, амазонка и гном, каждый со своим набором оружия и мувсетом. По мере прокачки не только улучшаются характеристики героя, но и открываются новые приёмы и способности. Комбо-удары зависят от выбранного оружия, а в игре довольно обширный арсенал, благодаря чему вы наверняка захотите пройти её несколько раз, опробовав разный подход к истреблению противников.
Единственная причина, по которой вас может оттолкнуть Severance: Blade of Darkness — это архаичная графика. Если вы не фанатеете по ретро, у нас есть хорошая новость: в 2021 году игра была переиздана под названием Blade of Darkness. Ремастер поддерживает 4К мониторы, а ещё в нём есть русская локализация.
Gothic и Gothic 2
Одна из первых RPG, которая разжаловала протагониста от великого героя и спасителя мира до какого-то бродяги без роду и племени, которым все помыкают, как хотят, а обычные хулиганы могут и по голове настучать. От вышедшей 15 марта 2001 года игры никому не известной студии Piranha Bytes никто ничего не ждал. Наверное, даже сами разработчики удивились, что вписали себя в историю мировой игровой индустрии своей первой же игрой, а затем породили целую серию.
Богатый бесценными залежами магической руды остров Хоринис — единственная надежда короля Робара Второго удержать свои земли в войне с орками. Пока из волшебного металла куётся оружие и доспехи, армия людей имеет шансы устоять. Чтобы увеличить выработку, король распорядился превратить остров в каторгу и сослать туда всех преступников, чтобы они обеспечивали непрерывный приток руды.
Чтобы исключить возможность побега, над островом был воздвигнут магический барьер, пропускающий любое живое существо только в одну сторону, но при наложении заклинания что-то пошло не так, и барьер накрыл не только шахты, но и магов, творивших чары, и часть близлежащих земель, в том числе и захваченных орками. Поняв, что королевские силы больше не властны над островом, каторжники сразу же поднимают восстание. А наш безымянный герой, осуждённый на каторгу в Хоринисе за неизвестное преступление, как раз прибывает на остров…
Несмотря на некоторые огрехи, Gothic оказалась необычной игрой с отличным балансом между экшном и RPG составляющими, которая понравилась и критикам, и геймером. Но вышедшая в конце 2002 года Gothic 2 побила все рекорды. Разработчики продолжили историю первой части, расширили игровой мир до немыслимых для начала нулевых размеров, переработали и улучшили игровые механики первой части. Все мы знаем, что было дальше — Gothic 2 стала легендой. Если вы считаете себя ценителем жанра RPG, но по каким-то причинам пропустили эту игру, самое время наверстать упущенное.
Final Fantasy X
Наш список лучших RPG нулевых был бы неполным без одной из знаковых игр страны восходящего солнца. В Японии жанр RPG развивался своим путём, породив такое удивительное явление, как JRPG. Яркие герои в традиционной аниме-стилистике, долгие и красочные анимации способностей, запутанные, но линейные сюжеты и пошаговые бои — верные признаки этого поджанра. Из всех JRPG именно Final Fantasy была наиболее ориентированной на мировую аудиторию, а не на внутренний японский рынок.
Final Fantasy X вышла в Японии 19 июля 2001 года, но остальной мир увидел игру позже, в конце декабря. Это первая часть франшизы, вышедшая на PlayStation 2, первая полностью трехмерная Final Fantasy, и в ней впервые все диалоги были озвучены живыми актёрами. Так много экспериментальных нововведений, и все они оказались удачными. Можно спорить о том, какая из частей Final Fantasy лучше, но именно десятая стала первой, получившей прямое сюжетное продолжение — Final Fantasy X-2. Все остальные части франшизы никак не связаны ни сюжетами, ни вселенными.
История начинается с молодого блицболиста (не спрашивайте, что такое блицбол — это лучше один раз увидеть) Тидуса, который становится свидетелем разрушения его родного города Занарканда гигантским чудовищем. В последний момент молодого спортсмена спасает друг его отца Аурон, и выбрасывает в портал, где герой приходит в себя и вскоре понимает, что перенёсся в далёкое будущее, где мир изменился до неузнаваемости, его погибшая родина стала чем-то вроде мифа об Атлантиде, и только блицбол остался прежним. Вскоре герой присоединяется к отряду стражей призывательницы Юны, совершающей паломничество по всему миру Спиры, в надежде найти ответы на свои вопросы во время путешествия.
В год своего выхода Final Fantasy X была эксклюзивом для PS2, в дальнейшем поддерживалась и консолями следующих поколений, и лишь в 2016 году вышла версия игры для ПК, так что сейчас получить удовольствие от этой замечательной игры смогут не только владельцы консоли Sony. Как это принято в Final Fantasy, самые сильные противники и невероятные по мощи артефакты спрятаны далеко от основной сюжетной линии, которая проходится за пару десятков часов, если ни на что не отвлекаться. Но это именно та игра, в которой стоит отвлекаться!
Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura
Или просто Араканум. Вышедшая 21 августа 2001 года RPG от Troika Games радует оригинальным сеттингом. Авторы жанра фэнтези, включая таких великих, как Толкиен, долгое время использовали нелепую условность: их миры словно замерзали во времени. В Средиземье проходят тысячи лет, а войны по-прежнему ведутся с помощью мечей, луков и катапульт, когда как реальной человечество за такой исторический период прошло путь от бронзовых копий до сверхзвуковых истребителей.
В мире Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura развитие прогресса в фэнтезийном мире подчиняется естественному течению времени, а действие игры разворачивается во времена промышленной революции. Мир, населённый не только людьми, но и эльфами, гномами и другими привычными для фэнтези расами, научился использовать не только заклинания, но и паровые машины, железные дороги и дирижабли.
В мире Арканума технологии постепенно вытесняют и заменяют магию. По мере развития науки и техники учёные обнаружили, что магия непредсказуемо влияет на функциональность механических и электрических машин, из-за чего использование технологий и магии одновременно существенно осложнено. Но нашего главного героя, пассажира дирижабля «Зефир», эти проблемы волнуют мало, ведь его воздушный транспорт атакуют боевые самолёты. Дирижабль падает, и только протагонисту удаётся выжить…
Необычный мир стимпанк-фэнтези пришёлся геймерам по вкусу. У разработчиков получился обширный и многогранный мир, который интересно исследовать, отложив основной сюжет на потом. Впрочем, сюжет в Arcanum тоже удался, в нём хватает и неожиданных поворотов, и эпических битв, и крутых запоминающихся персонажей. Разве что боевая система получилась несколько недоработанной, но впечатления от игры это практически не портит.
Wizardry 8
Последняя игра культовой серии, без которой мы не увидели бы Might and Magic, вышла 15 ноября 2001 года. Современные геймеры уже не помнят компанию Sir-Tech Software, ответственную за серию Wizardry и Jagged Alliance, к сожалению, она прекратила своё существование сразу после выпуска Wizardry 8.
Для 2001 года Wizardry 8 — практически эталонная RPG, во многом опередившая своё время. Большое количество рас и классов, от выбора которых зависело развитие сюжета, обеспечивало игре потрясающую реиграбельность, разработчики не ставили игрока на сюжетные рельсы, давая возможность исследовать обширный открытый мир, и при этом игра запускалась даже на древнем железе. Необычным был и сеттинг Wizardry — космическое фэнтези с межпланетными путешествиями.
Тёплый приём финальной части Wizardry у критиков и радость поклонников серии не спасло Sir-Tech Software от закрытия. Компания, основанная в 1979 году, закрылась, ушла по-королевски, подарив геймерам на прощание знаковую для жанра игру. Если вы не знакомы с серией Wizardry, вы можете начать с Wizardry 8, минуя предыдущие части: игра быстро введёт вас в курс дела и познакомит с особенностями мира. Увы, таких игр больше не делают.
The Elder Scrolls III: Morrowind и The Elder Scrolls IV: Oblivion
Несмотря на то, что свою историю серия The Elder Scrolls ведёт с 1994 года, именно вышедшая 1 мая 2002 третья часть франшизы с подзаголовком Morrowind стала прорывным для вселенной Bethesda Softworks. Кто-нибудь помнит, что там происходило в The Elder Scrolls II: Daggerfall? А про существование The Elder Scrolls: Arena? То-то же.
Действие The Elder Scrolls III: Morrowind, как ясно из названия, происходит в провинции Морровинд. Это земли тёмных эльфов, которые следят за тобой, ничтожество, пока ты исследуешь открытый мир, в котором никто и никогда не скажет, что делать и куда идти. Но это и не важно, когда в качестве транспорта между локациями — гигантские блохи! Заслуженная игра года от половины игровых изданий.
Игра отличалась широким выбором рас и классов, высокой свободой действий и механикой прокачки по принципу «что делаю, то и качаю». Хочешь в совершенстве овладеть дробящим оружием — бери дубину и попадай ей по противнику, а если мечтаешь стать магом, будь добр побеждать врагов заклинаниями. Сюжет игры вертится вокруг противостояния не самому приятному божеству Дагот Уру, заявившему права на Морровинд. Наш герой, конечно, не Кратос, но навалять древнему богу может. При должной прокачке.
Выделять отдельный пункт в нашем списке для The Elder Scrolls IV: Oblivion, вышедшей пятью годами позже, мы не стали. Вселенная Древних Свитков, безусловно, заслуживает места среди лучших RPG 2000 – 2010 годов, но хватит и одного, а то другим достойным кандидатам не останется. Oblivion отправляет игрока в столицу Тамриэльской империи, где ему снова предстоит столкнуться с древним злом. Уже другим. И начинаем мы, как всегда, в тюряге. Та же самая игра, не иначе!
Dungeon Siege I и II
Крис Тейлор — выдающийся геймдизайнер, имевший особенный взгляд на все игровые жанры. Создав революционную для своего времени стратегию реального Total Annihilation, о которой мы уже рассказывали в нашем большом обзоре истории жанра RTS, он основал собственную компанию Gas Powered Games, и первая же игра студии, вышедшая 5 апреля 2002 года, прославила её на весь мир. Вот только поклонники стратегий удивились, когда узнали, что это не новая RTS, а action RPG под названием Dungeon Siege.
Наш герой (или героиня — пол протагониста выбирает игрок) — обычный фермер из королевства Эйб, на деревню которого нападают агрессивные захватчики краги. Чудом пережив нападение и отбившись от нескольких воинов, фермер оставляет своё горящее село и спешит в столицу, чтобы предупредить людей о нашествии. По пути к нему могут присоединиться другие персонажи, которые в будущем превратятся в отряд по спасению мира.
Для Dungeon Siege характерно огромное количество боёв с монстрами, обычно обладающими численным превосходством, что роднит игру с дьяблоидами. Каждый компаньон находится под контролем игрока, а не управляется ИИ, что даёт довольно большое разнообразие тактических решений. Ещё один несомненный плюс игры — огромный бесшовный мир, открытый для исследования. Это было в новинку во времена, когда практически любая RPG предполагала многочисленные локации с загрузочными экранами. Дополняет картину атмосферная музыка от мастера игровых саундтреков Джереми Соула, с которым Крис Тейлор дружил ещё со времён разработки Total Annihilation.
Уже через год к игре вышло дополнение Legends of Aranna, а в 2005 Gas Powered Games выпустили Dungeon Siege II. Сиквел следует духу первой части и продолжает её сюжет, но обладает более глубоким и разнообразным геймплеем. Игру тоже ждал успех, позволивший Крису Тейлору сделать игру своей мечты Supreme Commander, но об этом в другой раз.
Neverwinter Nights
Имея в руках популярный сеттинг Forgotten Realms, разработчики из BioWare могли позволить себе выпускать новые и новые игры, рассказывающие истории разных регионов обширного мира. Тут как раз и третья редакция Dungeons&Dragons подъехала. Взяв её за основу ролевой системы, BioWare выпускает ещё одну игру в мире Забытых Королевств, в этот раз в городе Невервинтер, расположенном в северо-западных землях Фаэруна. Игра вышла 18 июня 2002 года, и сразу же привлекла внимание поклонников RPG.
Первое, что бросалось в глаза фанатам BioWare — отход от привычной и уже поднадоевшей изометрии. Neverwinter Nights — полностью трёхмерная игра, для своего времени, и в особенности для жанра RPG обладавшая передовой графикой. По традиции мы создаём протагониста по правилам генерации персонажей из D&D, и отправляемся в приключение.
Сюжет игры начинается в Академии героев Невервинтера, где наш герой сдаёт выпускные экзамены. Неожиданно на Академию нападают какие-то культисты и убивают часть преподавателей и многих учеников. В дальнейшем выясняется, что целью нападавших были подопытные существа, которые могут быть использованы для изготовления лекарства от чумы, бушующей в городе, и наш герой получает своё первое задание: найти существ и вернуть их в Академию.
Спорным решением разработчиков был отход от типичной партийной системы. Если в предыдущих играх по Forgotten Realms герой мог обзавестись целым отрядом спутников, дополняющих друг друга, то в Neverwinter Nights на задание можно взять лишь одного компаньона, что серьёзно меняет подход к геймплею. Хорошо это или плохо — решать вам, в конце концов, мы знаем достаточно отличных RPG 2000 – 2010 годов, в которых герой действует в одиночку и отлично справляется. А вот вышедшая четыре года спустя Neverwinter Nights 2, разработанная студией Obsidian Entertainment, уже была партийной RPG. Если вы предпочитаете управление отрядом, переходите сразу ко второй части.
Arx Fatalis
Всего через десять дней после Neverwinter Nights, 28 июня 2002 года вышла игра, занимающая достойное место в нашей подборке лучших RPG 2000 — 2010 годов, но при этом не похожая ни на одну из игр жанра. Это Arx Fatalis, творение французской компании Arkane Studios, известная русскоязычному геймеру также под названием «Последний бастион».
Миру Экзосты угрожает грустный конец — солнце, вокруг которой вращается планета, остывает. Забыв о былой вражде, люди, гномы, гоблины и другие расы, населяющие Экзосту, строят гигантское подземное убежище, поближе к раскалённым недрам планеты. Гномы расширяют подземные залы, человеческие маги воссоздают привычную экосистему с помощью волшебных «теплиц», даже могучие тролли переносят тяжести. Десятилетия спустя лишь смельчаки из Гильдии путешественников поднимаются на поверхность, чтобы обеспечить коммуникацию между подземными городами и узнать, что происходит наверху. В этом мире появляется наш главный герой, который ничего не помнит о себе и заперт в гоблинской тюрьме за неизвестные преступления.
В первую очередь Arx Fatalis выделяется необычной боевой системой. Заклинания здесь не читаются из книги, а чертятся игроком с помощью курсора мыши прямо во время боя. Одна небрежная линия в магической руне — и заклинание испорчено, можно начинать с начала, а в героя уже летят стрелы. Остаётся только уйти из поля зрения противников: в игре работает система скрытности, основанная на тёмных местах и укрытиях.
В игре отсутствуют диалоги, что не мешает нелинейности истории: игрок принимает решения кому отдать ключевые предметы, или даже может решить убить какого-нибудь сюжетного NPC, что существенно повлияет на будущую концовку. Критики высоко оценили необычную игру, но коммерческого успеха она не завоевала, не выдержав конкуренции с более раскрученными Neverwinter Nights и The Elder Scrolls III: Morrowind. Из-за этого Arkane Studio в будущем попадет в рабство к Ubisoft, из которого освободится лишь в следующем десятилетии и практически сразу же подарит геймерам великолепную Dishonored.
Divine Divinity
Ни одна подборка лучших RPG не обойдётся без игр компании Larian Studios. Эти талантливые бельгийские ребята идут своим путём и развивают серию Divinity, название которой стало знаком качества для жанра. Первая игра серии вышла 2 августа 2002 года, и сразу же завоевала признание поклонников ролевых игр.
Divine Divinity знакомит игрока с миром Ривеллона, который едва ли не был порабощён Повелителем Хаоса, но Совет семи народов смог отбросить разногласия и победить могущественного демона и его легионы тварей. Владыка демонов может вернуться с помощью Клинка Лжи, спрятанного артефакта, с помощью которого он был побеждён. Хорошая новость: спрятан он был достаточно хорошо. Плохая новость: всё это было сотни лет назад, и большинство ныне живущих уверены, что вся эта история про Повелителя Хаоса и Клинок Лжи — просто красивая древняя байка.
Некоторые особенности серии Divinity появились уже в первой части. Например, возможность торговать с любым встречным NPC, при этом торговаться и прокачивать репутацию, если партнёр сочтёт сделку выгодной. А вот играбельных классов в игре всего три — воин, маг и бродяга, аналогичный вору из других RPG. Особо не разгуляешься, но доступно мультиклассирование, комбинирующее навыки двух разных классов.
Divine Divinity ещё далека от совершенства Divinity: Original Sin, всё же в начале нулевых студия Larian ещё только искала свой путь. Но это отличная игра своего времени, и если вам интересно, с чего всё начиналось, вы обязательно должны её попробовать.
Star Wars: Knights of the Old Republic I и II
Пожалуй, лучшее, что случалось со вселенной Звёздных Войн на игровом поприще. Укрепив свои позиции в качестве флагмана жанра RPG, студия BioWare получает заказ от Lucas Arts на ролевую игру в мире Star Wars. Разработчики подходят к игре с глубоким уважением к первоисточнику и высочайшей ответственностью, и 19 ноября 2003 года выпускают Star Wars: Knights of the Old Republic, одно из главных произведений Расширенной Вселенной Star Wars, единогласно признанное и фанатами франшизы, и обычными геймерами.
Действие игры разворачивается за тысячи лет до событий фильмов, во времена масштабной войны между ситхами и Старой Республикой. Начинаем мы самым обычным персонажем, без этих ваши джедайских штучек, но со временем учимся пользоваться Силой и становимся джедаем или ситхом. Да, развитие сюжета традиционно зависит от поступков героя, склоняющих его к Светлой или Тёмной стороне. Игрока ждало эпическое непредсказуемое приключение, во время которого он посещал несколько планет.
Ролевая система в SW: KOTOR была основана на третьей редакции Dungeons&Dragons, адаптированной к особенностям вселенной Звёздных Войн. Её же Obsidian Entertainment будет использовать и в Star Wars: Knights of the Old Republic II — The Sith Lords, которая была отправлена в разработку по заказу Lucas Arts сразу же после оглушительного успеха первой части. Действие KOTOR 2 происходит через пять лет после событий первой части, а сюжет сиквела связан с оригиналом лишь опосредованно. Вторую часть также ждало всеобщее признание.
Если вы считаете себя фанатами Звёздных Войн и недовольны тем, что со вселенной делает Disney, самое время вспомнить об утерянном величии и вернуться к этой замечательной дилогии. А если вам ещё не доводилось её проходить, можем вам только позавидовать.
Sacred и Sacred 2
Ещё один «убийца Дьябло», который никого не убил, но вошёл в историю игровой индустрии благодаря ряду интересных геймдизайнерских решений. Компания Ascaron Entertainment создала обширный бесшовный мир Анкарии, предоставив игроку возможность свободно его исследовать. Дьяблоид с открытым миром вышел 23 марта 2004 года и быстро завоевал свою аудиторию поклонников, хоть и обладала некоторыми техническими недостатками.
Выбор персонажей в Sacred был довольно необычным, если сравнивать с другими hack-and-slash action RPG. Привычные архетипы были представлены воином-гладиатором, боевым магом и лесной эльфийкой-лучницей, а дальше начинались сюрпризы. Серафим (с лёгкой руки отечественных локализацией стала Серафимой, хотя это слово не склоняется) — обладательница небесной магией, разящей врагов снарядами света и призывающей в руки персонажа могучее временное оружие. Вампиресса, совмещающая два класса в одном: тяжелобронированную рыцаршу днём, ночью превращающуюся в стремительное создание тьмы, разрывающее врагов на части когтями. И тёмный эльф, которого из-за высокого урона и массового паралича игроки считали слишком простым и даже читерским. Дополнение Underworld добавило сурового гнома с огнестрельным оружием и демонессу, способную менять формы, а вместе с ними и геймплей.
Помимо открытого мира, непривычных для дьяблоидов нововведений в Sacred было хоть отбавляй. Одна только лошадь, ускоряющая передвижение по огромным локациям, чего стоит! Дружелюбные NPC живут своей жизнью и по-разному реагируют на героя, оказавшегося в их краях. Будьте готовы к тому, что за вашим гномом по всей деревне будут бегать дети, тыкать в него пальцем и смеяться, или берите демонессу, чтобы маленькие негодяи разбежались в ужасе, завидев её издалека.
Несмотря на устаревшую графику, Sacred отлично играется до сих пор, а сообщество игроков живое и дружелюбное. Вторая часть игры, Sacred 2: Fallen Angel, вышла в 2008 году. Здесь игроку давалась возможность выбрать сторону: встать на защиту людей и других разумных рас на стороне Света или порабощать их, присоединившись к Тьме. Критики оценили обширный мир, увлекательный геймплей и фирменный юмор разработчиков, но высоких оценок сиквелу не поставили: слишком уж много багов оказалось в игре. Если вы захотите познакомиться с серией Sacred, мы посоветуем вам Sacred Underworld — отличное место, где можно отдохнуть от бесконечного гринда в Path of Exile.
Fable: The Lost Chapters и Fable 2
Питер Молиньё — известный мастер необычных игр и несбыточных обещаний. Несмотря на то, что многие обещанные им механики Fable так и не увидели свет, игра всё равно вышла не такой как все, из-за чего её до сих пор приводят в пример современным игроделам. Компания Lionhead Studios добилась того, чтобы весь жизненный путь нашего протагониста отпечатался у него на лице. В прямом смысле.
Игра вышла 14 сентября 2004 года на Xbox, и лишь год спустя — на PC. Казалось бы, что интересного можно добавить в типичную трёхмерную RPG с видом от третьего лица после шедевральной Gothic? У разработчиков Fable: The Lost Chapters был ответ на этот вопрос: все поступки героя влияют на его внешний вид и физическое состояние. Обжираемся сдобными булочками — и наш протагонист превращается в неповоротливого толстяка. Лезем в драку по поводу и без — обзаводимся сломанным носом и шрамами по всему телу. А если творить зло налево и направо, то и дьявольские рога отрастить можно!
В Fable появились механики, которые сейчас свойственны скорее MMORPG с уклоном в ролеплей: обустройство жилища, обширный выбор одежды, детальная кастомизация героя, включая татуировки, здесь даже можно завести семью или просто порыбачить. Огромное количество активностей помогут вам быстро забыть об основном сюжете. Впрочем, мир обойдётся и без вас, ведь вы здесь не какой-то очередной избранный, а просто мальчишка из деревни, который для начала должен заслужить уважение хотя бы у парочки ровесников.
Геймеры и критики остались довольны игрой, несмотря на то, что многие обещания разработчиков так и не были в ней воплощены. Даже несмотря на это Fable оказалась самобытной, увлекательной и весёлой. Вторая часть игры, продолжающая и развивающая традиции первой, вышла в 2008 эксклюзивно для Xbox 360, так что в нашей подборке лучших RPG 2000 – 2010 годов мы лишь упомянем её вместе с первой.
The Bard’s Tale
Первая The Bard’s Tale вышла в 1985 году, и сейчас является скорее музейным экспонатом. В нашей же подборке речь пойдёт о ремейке классической игры, выпущенном под тем же названием 26 октября 2004 года. Как и многие другие игры в нашем списке, The Bard’s Tale вышла на Xbox, и лишь на следующий год переехала на ПК.
Что если взять «Ведьмака» и сделать Лютика главным героем? А Геральта вообще убрать подальше, чтобы не нависал мрачной тенью над талантливым сердцеедом, способным даже историю о собственном конфузе превратить в героическую балладу! Примерно так выглядит The Bard’s Tale, история барда, которого интересуют только деньги и красотки. Причём в первую очередь богатые красотки, ведь они — лучший способ пополнить кошелёк. История барда начинается с соблазнения принцессы, которое сразу же идёт не по плану и втягивает его в события, о которых он тысячу раз пожалеет. И сложит песню, конечно.
Несложный геймплей, понятная система прокачки, многослойный юмор, множество отсылок к массовой культуре и взлом четвёртой стены — The Bard’s Tale дарит игроку то, чего он точно не ожидает от классической RPG из нулевых. За разработку отвечала студия inXile Entertainment, созданная основателем Interplay Брайаном Фарго после того, как он покинул компанию. Успешный дебютный проект дал студии возможность творить и дальше. InXile Entertainment в будущем подарят нам Wasteland 2 и Torment: Tides of Numenera, но эти игры уже не попадают в нашу подборку, так как вышли после 2010 года.
Drakensang: The Dark Eye
Немецкая компания Radon Labs мало известна широкому кругу геймеров. А немецкая настольная ролевая игра Das Schwarze Auge даже большинству игроков в НРИ не известна. Но для немцев эта система — то же самое, что Dungeons&Dragons для всего остального мира, в Германии в неё играет каждый первый настольщик. Radon Labs решили взять её за основу для своей эпической RPG, и получилась Drakensang: The Dark Eye.
Вышедшая 1 августа 2008 года игра удивляла игрока ещё в самом начале. Целых двадцать классов, каждый из которых имеет уникальные особенности в зависимости от выбранной расы, которых тут тоже целый вагон. Глаза разбегаются, и хочется попробовать всё и сразу, и в этом вам отчасти помогут напарники: набрать в команду можно представителей разных рас и классов и опробовать их в деле. Но ваши компаньоны — не бездумные болванчики, слепо подчиняющиеся приказам, у каждого свой характер, и вам придётся научиться находить с ними общий язык.
Сюжет игры разворачивается на континенте Авентурия, взятом из сеттинга Das Schwarze Auge, а в его основе лежит одна из популярных кампаний настольной игры. Сражения происходят в реальном времени, но с возможностью тактической паузы, чтобы раздать команды всем членам группы.
Если вы вдоль и поперёк изучили многочисленные RPG по Forgotten Realms с Dungeons&Dragons в основе механик, и вам хочется попробовать что-то похожее, но новое и необычное, тогда самое время установить Drakensang. Возможно, после нескольких прохождений этой игры за разные классы и расы вам захочется попробовать The Dark Eye и за столом. Не переживайте, немецкий учить не придётся, книги по этой игровой системе давно переведены… на английский.
Fallout 3
Студия Black Isle, подарившая нам первые две части лучшей постапокалиптической игры всех времён, прекратила существование в 2003 году, а её сотрудники разошлись по другим компаниям. Права на Fallout оказались в руках не самых худших хозяев — Bethesda Softworks, известных по серии The Elder Scrolls. Лежать на полке им долго не пришлось, и 28 октября 2008 года вышла The Elders Scrolls: Fallout. Простите, Fallout 3.
Новые разработчики сохранили продуманный до деталей постапокалиптический сеттинг первых игр, но в остальном сделали совершенно новую игру, полностью трёхмерную, с видом от первого лица и возможностью тактической паузы. В этот раз наш герой не Избранный, от которого зависит судьба целой деревни или родного убежища, а всего лишь один из жителей убежища 101, вышедший наружу в недружелюбный мир в поисках покинувшего убежище ранее отца.
Главное достоинство Fallout 3 — открытый мир. Неожиданные события, побочные задания, секретные места — если оставить в стороне основной сюжет и просто заняться исследованием, игрок сможет занять себя на десятки и даже сотни часов. Критики были в восторге от игры, чего нельзя сказать об игроках: некоторые олдовые фанаты Fallout 2 не хотели принимать нововведения и предали игру анафеме, остальные же, особенно не знакомые с классикой, играли с удовольствием.
Fallout 3 — хорошая игра. Сейчас, когда нам есть с чем сравнивать, мы можем сказать это с уверенностью, и выделить ей место в списке лучших RPG нулевых, достойных вашего внимания. Забегая вперёд, в нашей подборке будет ещё одна игра из этой серии, до неё мы ещё доберёмся.
Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Сеттинг Мира Тьмы и связанная с ним ролевая система хорошо известны любителям настольных ролевых игр. После того, как одна за другой становились популярными игры, основанные на Dungeons&Dragons и других настолках, игровая адаптация Мира Тьмы была лишь вопросом времени. За дело взялась компания Troika Games, и 16 ноября 2004 года игра увидела свет.
Мир Vampire: The Masquerade — Bloodlines похож на привычный нам, за исключением одного допущения: вместе с людьми тайно сосуществуют мистические существа, такие как оборотни и вампиры. Главный герой игры — новообращённый вампир, которому ещё предстоит найти своё место в Мире Тьмы, примкнув к одному из кланов. А заодно и усвоить правило Маскарада, которому следуют сильные, но немногочисленные тёмные создания, чтобы тысячелетиями сосуществовать с людьми: никто из смертных не должен знать об их существовании.
По жанру игра представляла собой action-RPG с возможностью переключать виды от первого или от третьего лица. При создании героя игрок выбирал один из вампирских кланов, и от этого выбора серьёзно зависел геймплей. Хочешь получить могучего Носферату с мощными способностями? Без проблем, но платой за силу будет внешнее уродство, из-за которого придётся провести большую часть времени, скрываясь от людей. А привлекательные Тореодоры, наоборот, практически неотличимы от смертных и умеют этим пользоваться.
На релизе игра вышла неоднозначной. С одной стороны, игроков ждало отличное погружение в атмосферу Мира Тьмы, увлекательный сюжет и запоминающийся дизайн, а с другой — многочисленные технические проблемы и баги. Сейчас Vampire: The Masquerade — Bloodlines по праву занимает почётное место среди лучших классических ролевых игр, и даже ведётся разработка сиквела, к работе над которым вернулись и некоторые создатели оригинала. Посмотрим, что у них выйдет.
Jade Empire
Эта RPG от BioWare, вышедшая 12 апреля 2005 года на Xbox, а два года спустя переехавшая и на ПК, часто остаётся без заслуженного внимания. Jade Empire не повезло находиться в тени других игр компании. С помощью нашей подборки лучших RPG нулевых мы попытаемся хотя бы частично загладить эту несправедливость.
Действие игры разворачивается в фэнтезийном мире, основанном на китайской мифологии. Здесь духи живут среди людей, бродячие монахи распространяют разные стили кунг-фу, а где-то в облаках парят мудрые драконы — отличное место, чтобы закрутить интересный приключенческий сюжет. Наш герой — лучший ученик мастера боевых искусств Ли, который отправляется спасать своего учителя, похищенного воинами императора. Станет он на этом пути героем или злодеем зависит от решений, принимаемых игроком.
Можно не сомневаться, что RPG от BioWare подарит вам интересный мир, захватывающий эпический сюжет и запоминающихся персонажей. Главный вопрос к Jade Empire — как здесь реализованы боевые искусства, на которых держится весь жанр уся. Боевая система в игре основана на стилях, отличающихся приёмами, скоростью атаки и уроном. Путешествуя по миру, герой будет изучать новые стили, но сосредоточиться на доведении лишь какого-то одного до совершенства — плохая идея: некоторые противники будут имунны к отдельным стилям. Система получилось необычной для BioWare, но комфортной, понятной и интересной.
Хотите стать пьяным мастером или мастерски избивать противников куском ветчины? Самое время устанавливать Jade Empire. Игра получила высокие оценки критиков и игровой прессы, но не так популярна у геймеров, как Baldur’s Gate или KOTOR. Неужели восточная философия оказалась непонятной для недалёких гайдзинов? Давайте докажем, что это не так!
Titan Quest
Один из немногих дьяблоидов, у которых получилось, был разработан компанией Iron Lore Entertainment и выпущен 26 июня 2006 года. Создатели игры решили не изобретать велосипед, а отправить игрока в знакомый мир древнегреческих, древнеегипетских и восточных мифов. В отличие от Diablo 2, где карта при создавалась генератором, в Titan Quest она нарисована заранее, что позволяет не бродить по случайным коридорам в поисках продвижения по сюжету.
Другое отличие Titan Quest от Diablo — иной визуальный стиль и атмосфера. Игра яркая, красочная, большую часть времени игрок проводит, сражаясь с монстрами под открытым небом, лишь иногда спускаясь в пещеры и катакомбы. Монстры со временем становятся сильнее, и вполне способны создать проблему даже для прокачанного персонажа, не говоря уже о сильных боссах.
Ролевая система в игре основана на школах мастерства. В оригинальной игре их восемь, а в дальнейших дополнениях появились ещё две. По мере прокачки игрок выбирает одну, а чуть позже — вторую школу, и их сочетание определяет его класс. Так, например, совместив Ратное Дело и Защиту мы получим завоевателя, классического воина в крепкой броне, полагающегося на оружие ближнего боя, а сочетание школ Охоты и Природы даст нам рейнджера с дистанционными атаками и верными питомцами. И это не говоря о том, что в каждой школе есть различные таланты, затачивающие геймплей под определённые задачи. Билдостроение в Titan Quest хоть и кажется несложным, но по разнообразию не уступает, и даже превосходит Diablo 2.
«Убийцей Diablo» Titan Quest не стал, что не помешало игре завоевать верную аудиторию, благодаря которой обновления к ней выходят до сих пор. Последнее — Eternal Embers — вышло в конце 2021 года и основано на азиатских мифах и легендах. Если вам надоели случайные ваншоты и урезанный лут в Path of Exile, возможно, именно в Titan Quest вы найдёте отдушину.
The Witcher
Многие согласятся с тем, что «Ведьмак 3: Дикая Охота» — одна из величайших игр в истории. Но в нашу подборку она не попадает из-за года выхода, зато сюда заслуженно заезжает первая часть великой трилогии. Ведьмак от CD Projekt RED вышел 24 октября 2007 года и, что примечательно, первыми игру увидели россияне, и лишь спустя два дня она появилась в Европе, а ещё позже — в США.
История начинается со страдающего потерей памяти Геральта из Ривии, профессионального охотника на чудовищ, утратившего своё ремесло и вынужденного восстанавливать его вместе с крупицами памяти. «Постойте, но ведь согласно книгам Анджея Сапковского Геральт погиб!» — скажут поклонники книжной серии, и будут правы. Но создатели игры делают допущение, без которого сюжета бы не получилось: герой чудом выживает, но вынужден заново учиться всему, что знал и умел раньше. Убили двух зайцев одним выстрелом: и героя вернули, и обосновали, почему мы будем прокачивать столь опытного ведьмака с нуля, как зелёного новичка!
По геймплею первый The Witcher совсем не похож на третьего. Сражаться с противниками можно одними лишь кликами мыши, кликая клавишу атаки в подходящий момент, а то, как именно будет вести себя герой в бою, определяется выбором одного из боевых стилей. Ведьмачьи знаки также есть, но являются скорее вспомогательным средствам: сделать из Геральта боевого мага довольно сложно, и вам всё равно придётся полагаться на мечи. Один для людей, другой для чудовищ.
Игра не лишена некоторых недостатков: боёвка довольно быстро приедается, а перемещения по миру невыносимо долгие: ходить по квестам приходится много и пешком, верную Плотву нам дадут только в третьей части. Но достоинства игры перекрывают недостатки, и в первую очередь это, конечно… нет, не карточки с обнажёнными красавицами, и даже не игра в покер с игральными костями, а отличный сюжет, следующий духу книжной серии. Интересный факт: сохранение из первого Ведьмака со всеми принятыми решениями переносится во вторую часть, а из второй — в третью, так что вы можете пройти всю трилогию, как единую историю, и решения, принятые в первой части, даже повлияют на сюжет третьей. К сожалению, не все решения — про некоторые игра по неведомым причинам забывает, но и то, что остаётся, уже неплохо.
Hellgate London
Самый необычный дьяблоид в нашем списке, внешне совсем не похожий на Diablo. Разработала игру компания Flagship Studios, многие из сотрудников которой в прошлом работали в Blizzard Entertainment, где участвовали в создании Diablo 2. Увы, после Hellgate London компания решила сделать Diablo-подобную MMORPG, вложила в неё все силы и ресурсы, но не преуспела, после чего обанкротилась.
Hellgate London вышла 31 октября 2007 года и представила игрокам неожиданно крутой постапокалиптический мир. Через открывшиеся адские порталы город наводнили бесчисленные демоны, разрушили город и убили большую часть населения. Выжившие укрылись в подземных коммуникациях, превратив станции метро в защищённые бастионы. Противостоят легионам Ада благородные Тамплиеры, подчинившие себе демоническую силу Каббалисты и Охотники, обычные солдаты, быстро разобравшиеся, куда этим демонам лучше стрелять. Каждая из трёх фракций даёт игроку по два класса, заметно отличающихся по геймплею.
Атака демонов на современный мир и герои, противостоящие им с помощью новых технологий и запретной магии, процедурно генерируемые уровни с адскими тварями и возможность сражаться с ними с видом от третьего или от первого лица. Несмотря на то, что карта игрового мира не копирует в точности настоящий Лондон, многие достопримечательности города видны и узнаваемы. Проходить игру можно как в одиночку, так и по сети с друзьями.
Вскоре после банкротства Flagship Studios официальные сервера Hellgate London были закрыты, несмотря на то, что у игры сформировалась активная и увлечённая аудитория. В дальнейшем права на игру выкупили корейцы из Hanbitsoft, и перевыпустили её для азиатского рынка, модифицировав игру и добавив в неё новые сюжетные ветки и даже другие города. Чтобы играть в Hellgate London сегодня у вас есть два пути: купить в Steam обновленную версию от Hanbitsoft с вырезанным мультиплеером или скачать классический клиент и найти один из неофициальных серверов.
Mass Effect
До Star Wars: Knights of Old Republic жанр RPG плотно ассоциировался с фэнтези с магами, эльфами и прочими драконами, хоть исключения из этого тренда были всегда. Абсолютный успех обеих частей KOTOR заставил BioWare задуматься о собственной космоопере в оригинальном сеттинге. По замыслу разработчиков игра должна была быть кинематографичной, с акцентом на диалоги и сражения с применением технологий будущего. Годы работы над воплощением этой идеи дали геймерам одну из самых запоминающихся RPG в истории индустрии — Mass Effect. Игра вышла 20 ноября 2007 года, и о ней мгновенно заговорили все.
Действие Mass Effect разворачивается в XXII веке, благодаря открытому учёными «эффекту массы», являющемуся универсальным объяснением для чего угодно в мире игры, человечество освоило межзвёздные перелёты и вскоре вступило в контакт с другими цивилизациями. Оказалось, что Галактика неплохо исследована и заселена, а представители разных разумных видов живут в относительном мире и согласии. Наш герой капитан Шепард, командир корабля «Нормандия», так и напрашивается на исследовательское приключение в духе Star Trek, но оказывается вовлечен в борьбу с угрозой от таинственных Жнецов, по какой-то причине решивших уничтожить всю разумную жизнь во вселенной.
Про Mass Effect можно рассказывать много, но всё уже сказано до нас. Игра стала бестселлером и превратилась в знаковую для индустрии серию, которая сейчас, к сожалению, переживает не лучшие дни. Но в нашей подборке мы говорим только о лучших RPG 2000 — 2010 годов, а в том, что Mass Effect — одна из лучших сюжетных ролевых игр в истории, сомневаться не приходится.
Mount & Blade
Единственная игра в нашей подборке лучших RPG 2000 – 2010 годов, в которой нет никакой магии, фантастических существ и прочих джедайских фокусов. Зато есть верный конь, меч и вечно пустой кошелёк, который хочется наполнить динарами. Созданный турецкими разработчиками из TaleWorlds мир Mount&Blade наполнен вымышленными именами и названиями, но всем напоминает средневековую Европу с её постоянными междуусобицами, крестьянскими восстаниями и рыцарскими поединками.
В игре (как и в серии в целом) нет особой цели и сюжета, наш герой — всего лишь странствующий воин, готовый продать свои услуги тому, кто больше заплатит, а когда вокруг все воюют со всеми, недостатка в предложениях не бывает. Если вы пришли не за сюжетом, а за геймплеем, то вас ждут конные и пешие поединки, рукопашные сражения с участием сотен воинов, штурмы средневековых фортов и прочие радости с кровью и грязью. Впрочем, вы вольны не участвовать в этом, а зарабатывать на жизнь торговлей или даже умудриться стать благородным лордом. Правда, в этом случае вам точно придётся защищать свою честь с мечом и отбиваться от соседей во главе собственной армии, формировать которую нужно с умом.
Ещё одна особенность Mount&Blade — отличная физика и реалистичная боевая система. Параметры каждого оружия ощущаются, как настоящие, а когда дело доходит до конных поединков с копьями, готовьтесь вылететь из седла из-за любой ошибки. Разработчиков консультировали специалисты по историческому фехтованию и реконструкции, и реализм сражений — то, на что игра делает главный упор.
Как и в любой другой RPG, в Mount&Blade есть система прокачки, она простая и интуитивно понятная. Заработать опыт можно множеством способов, от убийства противников в массовых сражениях до пленения каких-нибудь бандитов и мародёров с целью передачи их в руки правосудия. Если вы давно искали реалистичный симулятор Средневековья, вы уже наверняка слышали об этой игре. Отметим также старания мододелов: сообщество игры очень активно, и существует множество модификаций к Mount&Blade, расширяющих возможности игры и углубляющих геймплей.
Demon’s Souls
5 февраля 2009 года — день рождения Souls-серии, благодаря которой миллионы геймеров по всему миру узнают, что такое боль и страдания, а название компании FromSoftware войдёт в историю игровой индустрии. А ведь эта компания существовала с 1986 года, правда, игры, которые она создавала, были мало кому известны за пределами узкой группы фанатов, в основном проживающих в Японии.
Несмотря на то, что воплощением жуткого хардкора в глаза массового геймера стала вышедшая позже Dark Souls, основы Souls-серии были уже заложены. Это и непрямое повествование, заставляющее игроков читать надписи на каждом глиняном черепке, чтобы составить ускользающую картину событий мира, и сильные монстры, заставляющие игрока запоминать каждое их движение, чтобы правильно и вовремя отреагировать на удар, и гнетущая атмосфера мрачного тёмного фэнтези, и фирменный фромовский левелдизайн, в котором каждая трещина в стене имеет значение. Без PvP со вторжением в чужие миры тоже не обошлось.
Критики наперебой расхваливали Demon’s Souls за высокую, но оправданную сложность, крутую боевую систему, мрачную атмосферу и необычный подход к повествованию. Но высокие оценки критиков перевешивала рекламная кампания игры, которой у неё… не было. Интерес геймеров к Demon’s Souls вырос лишь после успеха серии Dark Souls, но это уже совсем другая история.
Risen
Компания Piranha Bytes зарекомендовала себя шедевральной Gothic 2, и интерес геймеров к новому проекту студии был на высоте. Risen вышла 1 октября 2009 года, и оказалась немного не тем, чего ждали игроки. Почему же ей не удалось затмить успех великого предка?
История начинается с проникновения нашего героя и его помощницы Сары на корабль некоей инквизиции. Миссия протагониста остаётся не ясна, ведь на корабль обрушивает смертоносный шторм невидимый Титан. Инквизитор покидает тонущее судно с помощью телепортации, а наших героев после крушения выбрасывает на берег неизвестного острова. И начинается путешествие, в котором герой будет исследовать мир, примкнёт к одной из фракций, получит желаемый класс и соответствующее снаряжение… Где-то мы всё это уже видели?
Увы, Risen оказался той же Gothic, только в профиль. Разработчики из Piranha Bytes не смогли придумать ничего нового, и подарили игрокам практически ту же самую игру со схожей боевой системой и механиками. И это было бы неплохо, если бы за прошедшие годы жанр RPG не шагнул далеко вперёд. От Risen ждали чего-то необычного, инновационного, нового прорыва в духе Gothic, а получили практически клон старой игры с довольно слабым сюжетом.
Несмотря на это, Risen нельзя назвать плохой игрой. В ней отличная графика, не сильно устаревшая даже спустя десятилетие, красивая музыка, и, что самое главное, сохранён дух той самой Gothic 2. Если вы пропустили эту игру, дайте ей шанс и, возможно, вы не пожалеете о потраченном времени. Место в нашей подборке лучших RPG нулевых она заслужила.
Dragon Age: Origins
Вышедшая 3 ноября 2009 года Dragon Age: Origins одним своим названием заявляет, что геймеров ждёт сериал, и это — лишь его первая серия. BioWare может себе такое позволить. В этот раз именитые разработчики вступили на территорию тёмного фэнтези, но получилось, как обычно, фэнтези героическое, но с обнажёнкой и расчленёнкой.
Сеттинг Dragon Age не выглядит оригинальным. Очередное нависшее над миром «великое зло», справиться с которым может лишь наш герой и его команда. Очередной неприятный предатель, который пытается выставить нас злодеями и преступниками. Очередные дрязги между людьми, эльфами и гномами, которые не хотят объединяться в союз, потому что имеют причины недолюбливать друг друга, и вообще проблем хватает. Пытаясь создать собственную оригинальную вселенную, BioWare просто натаскали в неё всего подряд из других фэнтези-произведений и сварили компот.
Успех игры — не во вторичном сеттинге, дьявол, как всегда, кроется в деталях. Большую часть времени наш герой, рекрут древнего ордена Серых Стражей, специализирующегося на борьбе с порождениями тьмы, проведёт в общении со своими сопартийцами, каждый из которых интересен сам по себе, от правильного в доску бывшего храмовника Алистера до потрепанного судьбой гнома-алкоголика Огрена, домогающегося до каждой юбки. Любители романсить сопартийцев найдут в игре не один любовный интерес, независимо от выбранного пола протагониста, а принятые игроком решения влияют не только на развитие сюжета, но и на взаимоотношения со спутниками, у которых своя голова на плечах. Увидев непотребства, которые творит ваш герой, они вполне могут покинуть группу или даже напасть на него. С этой стороны у BioWare всё как обычно на высоте.
Dragon Age: Origins собрала ворох наград от игровых изданий, которые наперебой бросились объявлять её «игрой года», и завоевала признание у ценителей жанра RPG. Сейчас основная серия игр состоит из трёх частей, а вселенную дополняют книги, мультфильмы и комиксы.
Greed: Black Border
Вышедшую в январе 2010 года Greed: Black Border можно описать одной фразой: Diablo в космосе. Научно-фантастический сеттинг отлично подходит для hack-and-slash геймплея, это уже доказал Alien Shooter. Осталось сделать полноценный дьяблоид в космосе, и эту задачу взяли на себя разработчики из австрийской компании Clockstone Studio.
Начинается игра как типичный космический хоррор: мы высаживаемся на потерпевшем бедствие космическом корабле и видим залитые кровью тёмные коридоры и расчленённые тела членов экипажа. Не проходит и минуты, как на нас нападают обезумевшие роботы и обращенные в зомби люди, и со всей этой чертовщиной нам придётся разбираться. Почему бы сразу не взорвать этот корабль? Ладно, идём дальше.
У нас три класса персонажей, и все они — стрелки. Здоровяк с огнемётом предпочитает сжигать толпы врагов на ближней дистанции, десантник обрушивает на врагов град пуль и минирует территорию, а девушка специализируется на высокотехнологичном плазменном оружии. И, конечно, каждый из них нуждается вон в том шлеме аж с тремя дополнительными свойствами, который выпал после уничтожения очередной сотни монстров.
Greed: Black Border явно не шедевр, это просто хорошая игра, которая попадает в нашу подборку лучших RPG нулевых в первую очередь благодаря переносу механик Diablo в космический Sci-Fi. Если вы давно хотели покрошить легионы мобов, но при этом воротите нос от фэнтези, эта игра доставит вам немало приятных часов.
Fallout: New Vegas
А завершит нашу исполинскую подборку лучших RPG 2000 – 2010 годов игра, которую признали шедевром как старые поклонники культовой постапокалиптической серии, так и молодые геймеры, никогда не игравшие в предыдущие части. Fallout: New Vegas — это лучшее, что случалось с Fallout со времён Fallout 2. Игра вышла 19 октября 2010 года и запрыгнула в наш список в последний момент.
Наш герой известен как Курьер. Задолго до Сэма Портера-Бриджеса он путешествует по разрушенной Америке и доставляет посылки, но не ради великой цели, а чтобы крышек хватало на безбедную жизнь. В один злосчастный день ему доверяют доставку в Нью-Вегас, но по пути на героя нападают грабители, отбирают ценную посылку и едва его не убивают. Придя в себя, герой отправляется… нет, не спасать мир, а найти обидчиков и жестоко с ними расквитаться.
Нет нужды описывать мир Fallout, во-первых, вы его прекрасно знаете, а во-вторых, в нашем списке уже был выше Fallout 3. Как ясно из названия, история игры разворачивается в городе Нью-Вегас и его окрестностях, где несколько группировок ведут борьбу за власть, а искатели приключений собираются, чтобы испытать удачу. Игру ждало всеобщее признание как критиков, так и геймеров, и если вы её пропустили, спешите наверстать.
Подумать только, наша подборка лучших RPG из нулевых собрала аж тридцать пять игр! Но хороших проектов в этом жанре наверняка было больше, и если мы пропустили вашу любимую игру, обязательно напишите об этом в комментариях. Будем рады, если нам удалось пополнить вашу игровую коллекцию, а пока вы впервые знакомитесь с одной из игр нашего списка, мы займёмся следующим. Оставайтесь с нами!