Обзор Scorn
Кунсткамера обскура
Содержание статьи:
Scorn – это новый пазл-хоррор от первого лица за авторством Ebb Software и Kepler Interactive, вышедший эксклюзивно для Xbox Series X|S и PC. Вас ожидает интерактивная экскурсия по самым тёмным закоулкам потустороннего мира боли и ужаса, а может это просто эротические сон маленького ксеноморфна… После недолгого путешествия по этой галерее авангардного искусства каждый вынесёт что-то своё.
Консольная версия Scorn вышла эксклюзивно на Xbox Series X|S. Для российского региона доступна локализация в виде интерфейса. Обзор написан с версии для Xbox Series S, все скриншоты и видео записаны с этой консоли.
Игра не для всех
Абсолютно точно, Scorn – игра не для всех, да и не совсем игра в привычном понимании слова. Условно обозначенный жанр как «хоррор» лишь попытка описать общую эмоцию от соприкосновения с бездной. Scorn как вещь в себе, амбивалентный арт-объект, созданный в формате игры, чтобы мы не просто смотрели кино, а стали полноценным участником этого ужасающего и одновременно привлекательного мира из плоти, костей и металла.
Несмотря на всю жестокость и непереносимое вплоть до тошноты чувство омерзение от некоторых сцен, вселенная игры манит и затягивает всё глубже. Каждая новая инсталляция, будто созданная архитекторами из франшизы Чужой, претендует на высокохудожественную ценность и символизирует собой забвение некогда великой цивилизации. Одни локации более органические, сотканные из костей и человеческих останков, в других уже явно постарались иные формы жизни. Присутствуют также металлические конструкции запредельного величия, возможно, внеземного происхождения, если, конечно, это вообще наша планета. Здесь ни в чём нельзя быть уверенным, а каждый новый уровень ошеломляет и запутывает ещё больше.
Реальность данная в ощущениях
Перед прыжком в «кроличью нору» Scorn, очистите свой разум от таких геймплейных предрассудков как ролики, меню, сюжет, диалоги, инвентарь, миникарта или тупые указатели, которые лишь отвлекают от главного. Есть только вы и невероятно стильный мир перманентной смерти, где каждый шаг вперёд – это боль и страдания.
Если говорить чуть более конкретнее, то у нас есть вполне осязаемый (безымянный) протагонист с руками и ногами. Он, как и мы, не имеет ни малейшего понятия, что тут вообще происходит. Где мы находимся, куда идти, что делать, как открыть дверь? Понять и найти ответ – это есть ваша задача как игрока, а наша главная механика – погружение и восприятие.
Осматривайтесь, исследуйте и пробуйте – вот самый главный совет (избегая конкретных спойлеров), который хочется дать тем, кто отважится пройти через Scorn. После падения в самом начале мы стоим перед дверью, которую невозможно открыть. Далее находим некую консоль, куда можно засунуть руки, но ничего не происходит. После находим трубу, где нам на руку самым жестоким образом вживляют своего рода ключ для взаимодействия с предыдущей консолью. Таков главенствующий принцип подхода к Scorn: если какой-то механизм не даёт результата, значит для этой частички пазла иное место.
А чтобы распутывать весь узел, сначала нужно найти то, что стоит в самом начале. Все интерактивные частички идеально подогнаны другу к другу, что интуитивно помогает понять какой элемент будет следующим. Будь то кнопка, новое оружие, нечто живое или уже мёртвое, ибо вся игра есть одна большая головоломка (в прямом и переносном смысле).
Серьёзно обсуждать шутерную часть, смысла не имеет. Чисто технически в Scorn есть четыре вида оружия: некий пневмо-зонд, условный пистолет, как бы дробовик и типа гранатомёт. Как и положено всем остальным потусторонним составляющим игры, это умопомрачительные биомеханические девайсы, чья перезарядка больше напоминает медицинские манипуляции.
Здесь есть агрессивные сущности, предположительно некие паразиты, расплодившиеся по трупу полусгнившего мира Scorn. Одни плюются кислотой, другие атакуют тараном. Но, на самом деле, им совершено нет до вас никакого дела. Если не сталкиваться с ними лоб в лоб, никто за вами специально гоняться не будет. Скорее это вы нарушаете кладбищенскую идиллию, врываясь в их привычный круговорот пожирания, размножения и смерти. В конце концов, Scorn переводится как презрение или пренебрежение, так к вам тут и относятся.
За всю игру встретится ровно один единственный эпизод, в котором найдётся достойный противник, целенаправленно пытающийся вас уничтожить. Тем не менее, Scorn не превратится в DOOM. Бой с ним – точно такой же пазл, который возможно решить без единого выстрела.
Рай для конспирологов
После первого акта, нарочитый геймплейный аскетизм уже практически не мешает. Будь тут карта с указателями, то в половину локаций вы бы вообще не заходили и пропустили всё великолепие гниющий мерзости. Сюжет же при этом так и остаётся фигурой умолчания.
В Scorn вообще нет никакого текста, диалогов, роликов, аудиозаписей, фресок (ну почти) или каких-то других элементов повествования. Существует только то, что вы видите у себя перед глазами, какое бы адское мракобесие там не происходило. Исключительно лишь финальная локация, представляющая собой некий храм, заполнена статуями и барельефами с пространными намёками на… деторождение?
Спорить с концепцией авторов дело не благодарное, но всё же. Будь в Scorn хоть самые крохотные тропинки из хлебных крошек информации, сводящихся к определённым выводам, происходящее могло бы стать гораздо более осмысленным. Хотя некая эволюция в характере архитектуры уровней всё же прослеживается. Но об истинном предназначении этих величественных толи инкубаторов из Матрицы, толи вросшего в землю космического корабля остаётся лишь догадываться. Как собственно и о происхождении тех существ, которые попадаются на пути.
В качестве самого первого (относительно) живого существа мы встречаем гуманоидное нечто. Существо с руками и ногами – это человек? Инопланетянин? Клон? Другие паразиты вылазят из коконов, а кто они? Ничего конкретного внутри игры вы не найдёте. Scorn оставляет пространство для интерпретации исключительно вам (правда есть информация о том, что в официальном артбуке объясняется практически всё).
Так и задумано
Достоинство это или недостатки – зависит от вашего восприятия. Как мы уже говорили, тут почти нет элементов интерфейса. Нет инвентаря, можно нести только что вы держите в руках (по ходу игры у вас появится дополнительная пара рук). Всё это делает прохождение максимально неудобным.
Звуковое обрамление точно также практически полностью лишено какой-либо музыки. Окружающий вас механический гул, вой ветра или стрёкот местной фауны, буквально душат ваши барабанные перепонки. Но ведь в этом и суть, в воссозданном аду не может быть райских условий. Это место изначально создано быть мерзким, душным и вызывать отвращение, так что хочется порой закрыть глаза, что собственно и стараются донести до вас разработчики всеми доступными способами.
Среди реальных недостатков, которые трудно объяснить с точки зрения «так и задумано» я бы отметил два технических момента: сохранения и сильно обрезанный угол обзора на консоли по сравнению с PC-версией. Надеюсь разработчики их поправят. Вряд ли возможность сохранять игру вручную и ползунок поля зрения испортят глобальный замысел.
Scorn
Страшно, мерзко, непонятно, но интересно. Такую бурю противоречивых эмоций оставляет после себя Scorn. Стоит ли в такое вообще играть? Представьте что вы нашли в лесу полусгнивший труп инопланетянина, от которого смердит так что аж глаза режет. Насколько интересно вам будет потыкать в него палкой и посмотреть что у него там внутри? Возьмёт ли ваше любопытство верх над страхом перед неизвестностью и животным отвращением?
Непродолжительный хоррор с простыми головоломками и рудиментарной стрельбой.
Высокохудожественный арт-дизайн вытягивает все мелкие недочёты.
Задают удушающую атмосферу и постоянное напряжение, при том что музыки как таковой нет.
Интерфейс нарочито сведён к нулю, и концепция часто подавляет функциональность.
Внутри игры приемлемое, критических багов нет. Однако процесс сохранения требует доработки.
Scorn — атмосферный приключенческий хоррор от первого лица, действие которого происходит в ужасной искореженной вселенной. Он вдохновлен хайдеггеровской идеей «заброшенности». Вам предстоит исследовать связанные друг с другом регионы этого кошмарного мира в полном одиночестве. Окружение будет полноценным героем игры. В каждой локации вас ждут уникальный сюжет, загадки и персонажи, но все вместе они создадут единый мир.