Старые русские игры на ПК
Пришло время поговорить об отечественном игропроме. Когда деревья были больше, а трава — зеленее, российские разработчики выпускали самые разнообразные игры. Одним из них суждено было стать шедеврами, другим — мемами, а третьим — кануть в небытие. Сегодня мы вытащим из забвения старые русские игры на ПК. Олды получат порцию ностальгии, а молодёжь — список отличных отечественных игр прошлого.
Старые русские игры на ПК
Содержание статьи:
Мы собрали аж тридцать российских игр в разных жанрах, и ещё одну — бонусом. Но обо всём по порядку.
Tetris
Tetris — самая популярная игра в истории. Ни Genshin Impact, ни Fortnite, ни даже Minecraft не приблизится к нему по количеству копий, разошедшихся по всему миру ещё до того, как персональный компьютер появился в каждом доме. Гениальная и простая механика обеспечила игре феноменальную известность.
Даже для молодых геймеров не секрет, что оригинальный Tetris создал советский разработчик Алексей Пажитнов в 1984 году, и парализовал работу Вычислительного центра Академии наук СССР, в котором он был программистом. Вряд ли он предполагал, что созданная им ради развлечения головоломка станет игрой, в которую будет играть весь мир.
Мы не будем перечислять все рекорды, титулы и награды Тетриса, и уж тем более вспоминать все многочисленные устройства и платформы, на которых в него можно поиграть. Одних только версий на ПК не сосчитать, по Tetris даже чемпионаты мира проводятся. Лучшей игры, чтобы открыть нашу подборку, не придумать.
Color Lines
Игра, которая открыла портал в бездонную пропасть казуалок ещё до появления слова «казуалка». Она была создана компанией Gamos, состоящей из трёх человек, в далёком 1992 году. Запомните это название, мы ещё к нему вернёмся.
Смысл игры прост: на квадратном поле девять на девять клеток случайным образом появляются разноцветные шарики. Каждый ход игрок может передвинуть один из них на свободную клетку, после чего компьютер накидывает ещё. Линия из пяти шариков одного цвета исчезает, и игроку начисляются очки. Игра продолжается, пока на поле не останется свободного места, и рано или поздно такой момент наступит, и игрок проиграет. Главное — количество очков, которое он успеет набрать к этому моменту.
Сегодня клоны Color Lines продолжают существовать на мобилках, но в середине 90-х это была настоящая чума, способная остановить работу любого предприятия, где печатные машинки уже были заменены на персональные компьютеры. Современные создатели казуальных игр должны помнить своих героев!
Поле Чудес: Капитал Шоу
Если первые две старые российские игры на ПК в нашем списке оказали заметное влияние на всю игровую индустрию, то следующая осталась лишь в анналах истории. Разве что геймеры старшего поколения помнят Поле Чудес, в котором герои советских мультфильмов угадывали слова, загаданные нарисованным Якубовичем, чтобы получить абсолютно бесполезный виртуальный приз.
То, что игра программиста Вадима Башурова из Арзамаса-16 (чем они там все занимались в этих закрытых городах и вычислительных центрах?) является адаптацией одноимённой телепередачи, лежит на поверхности, а вот пару забавных фактов о её разработке стоит отметить отдельно. Во-первых, игра была создана в 1993 году на языке Turbo Pascal, знакомому каждому школьнику того времени. Во-вторых, фоны в игре нагло скопированы из… Wolfenstein 3D. Не верите? Приглядитесь.
Игра распространялась молниеносно с помощью дискет, а с распространением Fidonet завирусилась ещё быстрее. Автор не смог заработать на ней состояние, купить А-А-автомобиль и квартиру в Москве, зато прославился в широких кругах.
Parkan. Хроника Империи
Космический симулятор 1997 года продолжает нашу подборку лучших старых российских игр. Создатели игры вдохновлялись Elite, но вместо того, чтобы просто скопировать все механики и перекрасить обложку, они создали стильный запоминающийся проект с атмосферой бескрайнего свободного космоса, в центре которого — бесстрашный одинокий герой, способный писать историю.
Это Невероятно! Мы собрали в один каталог больше 40 крутых бесплатных игр. Вот ссылка на каталог!
Наш протагонист отправляется искать исследовательский корабль Wanderer, пропавший без вести после таинственной катастрофы, превратившей целый сектор обитаемого космоса в закрытую территорию. С первых же минут игрок предоставлен сам себе, и вам никто не мешает сразу же забросить спасательную миссию и бороздить космос в поисках приключений, податься в пираты, космические колонисты или просто торговать с фракциями, поделившими Галактику. Которые здесь, кстати, состоят в основном из разных разумных роботов.
Сюжет в Parkan. Хроника Империи развивается по правилам игр с открытым миром, а геймплей состоит из космических полётов и сражений и высадок на планеты с процедурно генерируемыми локациями, которые сохраняются после первого посещения. Интересный факт: мир в Parkan живёт в режиме реального времени, так что если хотите собрать ресурсы, которые вам приносит новенькая космическая колония, выключите игру и займитесь чем-нибудь другим, пока шахтеры делают свою работу. Но не удивляйтесь, если за время вашего отсутствия кто-нибудь ограбит ваш ценный схрон. В этой игре много сюрпризов.
Со временем усилиями разработчиков Parkan превратился в игровую серию с собственной развитой вселенной, но это уже история для отдельной статьи. Эту игру мы без сомнений рекомендуем даже молодым геймерам, а ветераны помнят её и без нас.
Братья Пилоты: По следам полосатого слона
Помните компанию Gamos? Объединив усилия с анимационной студией «Пилот», в 1997 году они выкатили один из самых запоминающихся квестов в истории российского игропрома — Братья Пилоты: По следам полосатого слона. Игра частично следует сюжету мультфильма «Следствие ведут колобки» и имеет ту же завязку: неизвестный злодей похищает из зоопарка редкого полосатого слона, и расследование этого преступления берут на себя детективы Шеф и Коллега.
Трудно не заметить некоторые сходства игры от Gamos с культовым квестом Goblins: как и в «Гоблинах», у двух непохожих друг на друга героев разный подход к решению проблем. Взаимодействуя с предметами, рациональный и внимательный сыщик Шеф замечает важные детали и использует их по назначению, когда как инфантильный Коллега находит им альтернативные способы применения. Иногда даже слишком альтернативные.
Игра не только пропитана абсурдным юмором в духе мультфильма, но и содержит шикарные головоломки. Те, кто пытался взломать сейф-холодильник, не дадут соврать! А вот автор этой статьи, будучи ещё школьником, оказался слишком ленивым, чтобы искать решение, и написал программку на Pascal, которая сделала это за него. Квест нисколько не устарел даже сегодня, а в дальнейшем превратился в целую игровую серию, но «По следам полосатого слона», по нашему мнению, остаётся лучшей игрой в ней.
ГЭГ: Отвязное приключение
Следующий квест в нашей подборке — продукт своего времени. Приключения Ларри открыли дверь эротическим квестам, и российские разработчики поспешили в неё войти. ГЭГ: Отвязное приключение — пожалуй, лучшая российская игра в этом жанре, но игра слишком специфическая, чтобы рекомендовать её всем. Уберите детей от экрана.
Наш протагонист — секретный агент Гэри, пародирующий Джеймса Бонда, за исключением одной детали: если от британского шпиона тают все девушки мира, то у нашего героя с этим проблемы. При исполнении важного задания он был ранен ядовитым пингвином в пах, и теперь… А впрочем, сами увидите.
ГЭГ переполнен пошлым юмором и обнажёнкой, которую заботливо скрывает пингвин — персональная галлюцинация Гэри, преследующая его до конца сюжета. Миссия героя связана с таинственным тёмным культом, замышляющим что-то очень недоброе и представляющим угрозу для всего мира. Несомненный плюс игры — ролики с живыми актёрами, наполняющие сюжет, и запоминающиеся мини-игры. Один только эротический тетрис чего стоит!
Периметр 1 и 2
Есть мнение, что Периметр — это лучшая из старых российских игр. Заявление сильное, но в том, что это одна из лучших RTS, причём не только отечественных, нет никаких сомнений. Некоторые механики Периметра настолько уникальны, что мы не нашли им аналогов даже в современных играх. Но обо всём по порядку.
Сеттинг игры умело смешивает научную фантастику и мистику. Появившиеся в третьем тысячелетии пророки-учёные создают организацию, ставящую своей целью прогресс и развитие человечества. Вместо межзвёздной колонизации они предлагают иной путь: порталы в параллельные миры, которые люди могут заселить и использовать себе во благо. Освоение этих миров вскрыло феномен, к которой человечество не было готово: их пространство впитывало психическую энергию колонистов и подстраивалось под их чувства и желания.
Описать сюжет Периметра в пару предложений довольно сложно, в игре глубокий и интересный сеттинг, который лучше изучить самостоятельно. С геймплейной стороны Периметр также содержит множество находок, главная из которых — активное использование ландшафта и разрушаемого окружения. Игра могла бы конкурировать на равных с такими культовыми сериями, как StarCraft и Red Alert, но из-за слабой рекламной компании осталась в рамках узкого, но верного сообщества. Если вы считаете себя ценителем жанра стратегий реального времени, обязательно попробуйте Периметр, у которого, кстати, есть и отличная вторая часть.
Вангеры
Продолжает нашу подборку лучших старых российских игр ещё один проект от создателей Периметра, компании К-Д ЛАБ. Действие Вангеров происходит в той же вселенной, но позже хронологически. Сеттинг Периметра уже сам по себе был сложным и необычным, но в этот раз создатели побили собственную планку.
В результате столкновения с расой разумных насекомых крисло, колонизация параллельных миров окончилась провалом. Человечество было вынуждено оборвать контакты с колониями, обрекая поселенцев на судьбу биоматериала для крислоидов. Но победа насекомых обернулась кошмаром и для них: использовав тела людей для своих личинок, они нарушили генетическую структуру собственного вида, породив на свет немыслимых мутантов.
Спустя тысячу лет после этих событий вам предстоит исследовать причудливый мир психобиогенетического постапокалипсиса за рулём боевой машины. Жанр игры можно определить, как action-adventure на транспорте, но Вангеры с трудом укладываются в обычные жанровые рамки.
Князь
Она же «Легенды лесной страны», она же Konung: Legends of the North. Эта игра от 1С показала славянское фэнтези всему миру задолго до Ведьмака, правда, не имела столь ошеломляющего успеха, а лишь встала в один ряд с другими RPG конца 90-х.
Сюжет игры не выделяется оригинальностью: выбранный нами герой появляется в Лесной стране и путешествует по миру в поисках обломков могущественного Амулета Дракона. Интересное решение создателей игры в том, что антагонистами героя являются другие герои, не выбранные игроком и преследующие те же цели. Победить их в одиночку не получится, придётся заручиться поддержкой местных жителей, собрать могучую дружину и хорошенько прокачаться и приодеться.
В игре понятная система классов, статов и навыков, которая не вызовет вопросов, если вы хотя бы раз играли в любую другую RPG. Но не ждите от ваших дружинников глубокой индивидуальности, как у спутников в Baldur’s Gate, здесь они лишь исполняют функцию отряда героя. Игра заработала признание и некоторую популярность, в том числе и за рубежом, и дала начало целой игровой серии, последняя часть которой вышла в 2009 году.
Аллоды I и II
Куда более известной и популярной игровой серией, существующей до сих пор, стали Аллоды. Обычно в таких случаях мы выделяем лишь одно место на всю серию, но в нашей подборке лучших старых российских игр Аллоды отметятся дважды. И первую позицию получают Аллоды: Печать тайны и их непосредственный сиквел Аллоды 2: Повелитель душ.
Сеттинг игры представляет собой классическое фэнтези. Вселенная состоит из парящих в безбрежном море Астрала островов — аллодов, переместиться между которыми можно с помощью магии порталов. У каждого аллода есть свой великий маг-хранитель, обычно не вмешивающийся в мирские дела без надобности. История первой игры начинается с неясных событий на аллоде Умойр, после которых с него больше никто не возвращается. Империя Кании отправляет на Умойр четырёх агентов, роль одного из которых сыграет игрок. По прибытию им предстоит найти друг друга, объединить усилия и выяснить, что произошло на Умойре.
Аллоды сочетали интерфейс и метод управления, свойственный стратегиям реального времени и RPG с прокачкой и снаряжением, причём снаряжение оказывало ключевое влияние на силу персонажа. Побеждая противников и выполняя квесты герои получали опыт, и их характеристики росли в соответствии с выбранным классом (у воинов и магов были совершенно разные навыки и классовое снаряжение), а влияние игрока на прокачку определялось формулой «что используешь, то и качаешь». Бьешь врагов мечом — навык владения мечом и растёт.
Игра оказалась удачной, и завоевала успех не только в России. Вторая часть не заставила себя долго ждать, она продолжала историю первой, наследовала её механики и расширяла географию мира. Особенно стоит отметить мультиплеер, который позволял прокачивать персонажей на отдельных мультиплеерных картах, сражаться в группе с другими игроками против особенно сильных монстров, которых не было в одиночной кампании, и даже убивать других игроков. В случае смерти героя на месте гибели оставался мешок со всем его снаряжением, и если погибший не успевал добраться до него первым, ему можно было только посочувствовать.
Кстати, путешествовать в мире «Аллодов» можно и в онлайне — для этого существует популярная многопользовательская игра «Аллоды Онлайн«.
Проклятые земли
Технически «Проклятые земли» — это третья часть Аллодов, но игра настолько непохожа на Аллоды I и II, что мы выделили ей отдельное место в нашей подборке. Это полностью трёхмерная RPG, в которой появились новые для серии механики, такие, как стелс.
Проклятые земли создавались всё теми же Nival, но в неприятных условиях, когда права на торговую марку «Аллоды» оставались в руках издателя, компании Бука, а разработчики уже сотрудничали с 1С. Из-за этого они не могли использовать в игре ни название «аллоды», ни другие элементы первых двух частей, а для того, чтобы выяснить как сюжет игры связан с Аллодами 1 и 2, придётся изучать его с лупой лороведа.
Главный герой игры — Зак, в начале специализирующийся на скрытности и подлых ударах в спину, но по мере прокачки игрок может сам решить, кем будет наш протагонист в будущем. Герой не помнит, кто он такой и где находится, но вскоре обнаруживает небольшой посёлок, жители которого принимают его за избранного из какого-то древнего пророчества. Заку придётся выполнять их задания, а заодно разбираться в том, кто он такой, как здесь оказался и откуда у него бронзовый нож в мире, где аборигены пользуются деревянными копьями и каменными топорами.
Игра оказалась удачной, хоть и не снискала такой популярности у зарубежных геймеров, как первые две части. Зато Проклятые земли подарили нам мем с ящером и камнем, а заодно и почётное место в нашем списке заработали.
Ил-2 Штурмовик
Культовая игра, о достоинствах которой можно говорить бесконечно. Даже включать её в подборку лучших старых русских игр на ПК было несколько неудобно: игра достойна места в списке лучших российских игр за всю историю, а если вы рискнёте назвать её устаревшей в обществе хардкорных поклонников авиасимуляторов, мы не завидуем вашей участи.
Ил-2 Штурмовик — один из лучших авиасимуляторов игровой индустрии. Игра, созданная компанией 1С Maddox Games, вышла в 2001 году, но обновления к ней выходят до сих пор. Сюжет игры привязан к событиям Второй Мировой войны и роли фронтовой авиации в ней.
Несмотря на название, игроку доступны и другие самолёты, как штурмовики, так и истребители и бомбардировщики, а играть можно за пилотов разных стран-участников конфликта. Глубокий уровень симуляции учитывает не только характеристики самолёта, но и погодные условия, время суток и другие нюансы. Вас ждут как масштабные сражения с сотнями самолётов в воздухе и танками и пехотой на земле, так и тихие диверсионные миссии в тылу врага.
Приятно знать, что Ил-2 Штурмовик помещают в списки лучших игр всех времён и народов даже зарубежные издания. Появление игры в нашем списке — всего лишь скромная капля в океане признания, которого она достойна.
Подземелья Кремля
Совершаем резкий прыжок от серьёзного авиасимулятора до клюквенного треша с кровью и расчленёнкой. Вы ведь наверняка этого хотели, верно? Тогда встречайте первый российский шутер от первого лица, наш ответ этим вашим Думам и Вольфенштейнам — Подземелья Кремля.
По сюжету игры археологи находят под Кремлём что-то настолько невероятное, что ни один из них с раскопок не возвращается. Заинтересовавшийся находкой диггер отправляется в подземелья, чтобы ознакомиться с бесценным историческим материалом самостоятельно, но сталкивается с полчищами невиданной нечисти. Теперь ему придётся проложить себе путь по расстрелянным и порубленным на кусочки трупам чудовищ.
Геймплейно игра мало отличается от других ранних FPS: коридорные уровни, многочисленные монстры, не обладающие выдающимся интеллектом, но способные взять игрока числом. Внешне Подземелья Кремля похожи на Wolfenstein 3D, но отечественные разработчики не клонировали творение id Software, а сделали свой, причём более совершенный движок. В игре уже есть система освещения, разная высота потолков и даже карта.
В отличие от многих других игр нашей подборки, Подземелья Кремля — устаревшая игра, воспринимать которую серьёзно в 2022 году довольно сложно. Но если вы ценитель ретро-гейминга, почему бы не попробовать? Несколько часов весёлого истребления спрайтовой нечисти в трёхмерных коридорах она вам подарит, а большего и не надо.
Соборъ
За первым российским шутером следует и первый российский файтинг. Если Подземелья Кремля ещё можно назвать удачной игрой, то Соборъ — это неистовая боль для глаз и пальцев. Корявые спрайты мужиков в лаптях и рубахах нелепо колотят друг друга однообразными приёмами, которых в игре всего шесть.
Дадим игре скидку — вышла она в 1991 году, и кое-какие интересные идеи в ней реализованы, от боёв стенка на стенку до роста мускулов героев после ударов, достигших цели. Даже приемлемый сюжет, оправдывающий драки, присутствует. Но уже год спустя появится Mortal Kombat…
Игра заслуживает места в нашей подборке, кто же ещё будет представлять в ней российские файтинги, если не самый старый из них? Но порекомендовать её современному геймеру мы всё-таки не можем. Пробуйте на свой страх и риск.
Петька и Василий Иванович
Вернёмся к старым российским квестам на ПК. Приключения красноармейцев из серии квестов Петька и Василий Иванович основаны на народных анекдотах про Чапаева, отсылках к популярным фильмам и юморе на грани фола от создателей. За разработку отвечала компания K.I.F.
Первой игрой серии стала Петька и Василий Иванович спасают галактику. История начинается с того, что пьяные матросы крейсера Аврора во время штурма Зимнего дворца дают залп, который попадает в Луну и пробуждают из криосна инопланетян, спавших там тысячи лет. Оказывается, что Луна — это вышедший из строя космический корабль, экипаж которого воспринимает залп Авроры как прямую агрессию и решает завоевать Землю. Чапаев, воюющий с белогвардейцами возле деревни Гадюкино, ещё не знает, что ему и его верным товарищам предстоит сыграть ключевую роль в спасении человечества от инопланетной угрозы.
Игра занимал аж три компакт-диска и выпускалась в боксе, что было в диковинку для гемеров из 1998 года. Вместе с уже упомянутыми Братьями Пилотами и ГЭГ-ом игра считается родоночальницей русских квестов. В дальнейшем разработчики выпустят и другие игры с полюбившимися героями, а также портируют игру на мобильные устройства. Серия существует до сих пор.
Alien Shooter
Не все знают, что один из классических кровавых аркадных шутеров с видом сверху сделан в России компанией Sigma Team. Сюжет игры не хватает звёзд с неба: кровожадные монстры заполонили коридоры подземного лабораторного комплекса, но одинокий герой (или героиня — пол протагониста выбирает игрок) спасает человечество от угрозы с помощью огнестрельного оружия.
Alien Shooter представляет собой линейную кампанию из миссий, в которых игроку предстоит выполнять задачи по очистке локаций от монстров, восстановлению энергоснабжения, поиску важных предметов и т. д. В игре есть элементы RPG — прокачка героя позволяет заточить его под желаемый стиль игры. Монстры тоже эволюционируют от миссии к миссии, а ближе к концу игры даже используют против игрока мощное стрелковое оружие.
Самая запоминающаяся особенность игры — кровавое месиво, в которое монстры превращаются под пулями игрока. По мере прохождения миссий коридоры комплекса буквально заваливаются трупами чудовищ, а кровь льётся рекой. Динамичный геймплей не даёт заскучать, и передохнуть можно только закупаясь снаряжением в магазине между уровнями. Игра получила несколько сюжетных дополнений и спин-оффов, а сейчас существует не только на ПК, но и на мобильных платформах и консолях.
Демиурги I и II
При поверхностном рассмотрении Демиурги от Nival напоминают Heroes of Might and Magic: герой бегает по обширной карте, взаимодействует с объектами и собирает ресурсы, а где-то вдалеке виднеется его величественный замок. Но на этом сходства заканчиваются. Демиурги — это коллекционно-карточная игра, завёрнутая в интересную обёртку.
В игре четыре расы, у каждой из которых собственные заклинания и призванные существа. Герой собирает и составляет колоду, чтобы реализовать задуманную тактику. Задавить врага многочисленными дешёвыми существами, законтролить поле боя, чтобы выложить что-то сильное, уйти в защиту и отстреливаться мощными заклинаниями или вообще затянуть игру до появления эфирного возмущения — стратегий в Демиургах не много, а очень много. Ближе всего эта игра, как ни странно, не к Героям, а к Magic: The Gathering.
Демиурги II трудно назвать полноценной второй частью, скорее это крупный аддон к первой игре, добавляющий нейтральную серую расу и новую сюжетную кампанию. Сюжет в игре достойный, в нём нет героев и злодеев, и каждый персонаж преследует собственные благородные цели. Присутствует и мультиплеер, благодаря которому вы сможете сразиться с товарищем и выяснить, чья колода лучше.
Интересный факт: Nival выиграли тендер на производство Heroes of Might and Magic V именно благодаря Демиургам. О том, как это произошло, читайте в нашем материале об истории серии Героев. А мы добавляем Демиурги в наш список замечательных старых российских игр на ПК и идём дальше.
Heroes of Might and Magic V
Раз уж мы упомянули Героев, то добавим в нашу подборку и Heroes of Might and Magic V, разработанные российской компанией Nival. Несмотря на то, что многие фанаты серии считают, что она закончилась на третьей части, мы с этим не согласны. Heroes V — это достойное продолжение Героев, сделанное с любовью и уважением к классическим частям, но с добавлением новых интересных механик, которые сделали геймплей более тактическим и разнообразным.
К миру оригинальной Might and Magic, разрушенному катаклизмом ещё в прологе четвёртой части, пятёрка отношения не имеет. Теперь это классическое фэнтези с магией, драконами и прочими привычными атрибутами жанра. Правда, по сюжету Heroes V ближе не к «Властелину колец», а скорее к «Игре Престолов»: даже самые неприятные на первый взгляд персонажи здесь способны на благородные поступки, а герои запросто могут превратиться в злодеев.
Помимо сюжетной кампании с двумя достойными аддонами стоит отметить и неплохо сбалансированный мультиплеер, хороший и в кооперативном, и PvP режиме. Если надумаете играть в Heroes V с друзьями против ИИ, поставьте аддон, убирающий чёрный экран во время хода противника, иначе внезапное появление вражеского героя возле вашего замка вас вряд ли обрадует.
Блицкриг
Ещё один достойный представитель жанра стратегий реального времени в нашей подборке. Если Периметр удивлял интересными механиками и необычным сеттингом, то Блицкриг делал ставку на реализм. Игра сделана по мотивам событий Второй Мировой войны и содержит три кампании: за СССР, нацистскую Германию и Союзников.
В отличие от большинства RTS, строить базы здесь вам не придётся, зато можно захватывать заводы врага и использовать для своих нужд. Большинство миссий одиночной кампании вы будете выполнять ограниченным набором войск, но по мере выполнения задач к вам прибывает подкрепление. За успешное выполнение боевых задач ваш командир будет расти в звании, а значит, под его контролем сможет находиться всё больше войск.
Мультиплеер в Блицкриг также присутствует, но назвать игру идеально сбалансированной и удобной для соревновательного геймплея довольно трудно. А вот не отметить замечательный игровой движок было бы нечестно: в дальнейшем как сами Nival, так и другие разработчики выпустят на нём множество других игр.
Дальнобойщики
Отечественная серия игр от новосибирских разработчиков из SoftLab-NSK, заставившая геймеров возить грузы из города в город в реальном времени задолго до Euro Truck Simulator. Первая игра вышла в 1998 году и заложила основы геймплея для всей серии. С игроком здесь никто не нянчится: вот тебе старенький грузовик и небольшой стартовый капитал, а дальше вертись как хочешь.
Перевозка грузов — дело непростое. Можно, конечно, покидать в кузов кирпичей и отвезти на стройку в соседний посёлок, но на таком заказе много не заработаешь. А можно взяться за перевозку ценных японских телевизоров, но если неосторожное вождение и особенности российских дорог превратят груз в битый пластик, придётся компенсировать убытки заказчику.
Дальнобойщики — отличный симулятор грузовика. Если честно сравнить его с ETS, он проиграет по большинству параметров, всё же возраст игры даёт о себе знать. Но если у вас слабое железо, или вы просто любите отличные старые русские игры, Дальнобойщики обязаны быть в вашей коллекции.
Космические рейнджеры 1 и 2
Ещё одна игра, с определением жанра которой возникают проблемы. Что такое Космические Рейнджеры? Это симулятор межпланетного курьера, пошаговая стратегия, космический аркадный шутер от третьего лица, текстовый квест? Всё сразу, и даже немного больше.
От вышедшей в 2002 научно-фантастической игры малоизвестной студии Elemental Games никто не ожидал открытий. Игроки, недоумевая, читали названия рас, населяющих Галактику, и пытались понять, что вообще делать в этой игре, которая не водила игрока за ручку, а просто выбрасывала в открытый космос. Нет, не без скафандра, хоть на этом спасибо. Но по мере того, как игрок разбирался в тонкостях игры, оторваться от неё было уже невозможно.
Перечислять все находки Космических Рейнджеров в рамках подборки лучших старых отечественных игр — безнадёжная затея. Эта игра достойна отдельного обзора, и если вам он интересен, ставьте этой статье пять звёзд и пишите об этом в комментариях. Если вы по каким-то причинам пропустили Космических Рейнджеров, обязательно попробуйте эту замечательную игру, она ни разу не устарела. Можете сразу начинать со второй части, Космические Рейнджеры 2: Доминаторы расширяют и углубляют идеи первой игры и достойно продолжают её сюжет, знать который совсем не обязательно, ведь игра быстро введёт вас в курс дела.
Корсары
Пока Дальнобойщики правили на суше, а Космические Рейнджеры в космосе, в морской стихии доминировали Корсары — отличная игра про пиратов. Эта серия игр от компании «Акелла» берёт начало в 2000 году, и переносит игрока в золотой век пиратов Карибского бассейна.
Интересный факт: своим появлением игра обязана вице-президенту компании Дмитрию Архипову. Во время отдыха на Карибах он занимался подводным плаваньем и обнаружил остов затонувшего пиратского корабля. Это настолько впечатлило разработчика, что вернувшись в Россию, он сразу же убедил коллег создать игру о пиратских приключениях.
Историю серии Корсары стоит рассмотреть отдельно. А в рамках этого обзора лучших старых российских игр мы выдаём всей серии почётное место. Становитесь за штурвал собственного парусника, собирайте команду отчаянных головорезов и отправляйтесь покорять моря: несметные сокровища и набитые добром трюмы противников ждут вас!
Санитары подземелий
Довольно специфическая игр от Софтклаб, повествующая о жизни уголовников на тюремной планете Матросская Тишина в мрачном и неясном будущем. По жанру представляет собой RPG с боями в реальном времени и возможностью поставить тактическую паузу и раздать приказы управляемым персонажам.
В создании игры участвовала студия Полный Пэ небезызвестного Дмитрия Пучкова, на тот момент ещё не скатившегося и даже достойного уважения. Но если вы не фанат творчества Гоблина, обходите эту игру стороной. Санитары подземелий — это сортирный юморок с тюремным привкусом, и простецкий сюжет об уголовниках, пытающихся построить космический корабль, чтобы сбежать с планеты, и диверсантах, чья задача им помешать.
Мешать исполнению миссии будут не только бандиты, но и боевые роботы, хищные звери, придурковатые туземцы, китайцы… Причём здесь вообще китайцы? Лучше не спрашивайте. Играйте только на свой страх и риск.
Смерть шпионам
Самая молодая из лучших старых российских игр на ПК в нашем списке, она вышла в 2007 году. Некоторое время мы даже сомневались, стоит ли добавлять Смерть шпионам в подборку, но всё же решили добавить. Об этой достойной игре уже многие успели забыть, и мы исправим эту несправедливость.
Игра создана компанией Haggard Games в сотрудничестве с 1С-Софтклаб. Её часто называют «русским Хитманом» из-за схожести по жанру и геймплею. Смерть шпионам — стелс-экшн с огромным количеством интересных механик, некоторые из которых не помешали бы и лысому убийце со штрихкодом на затылке.
Сюжет игры повествует о деятельности организации СМЕРШ, созданной 19 апреля 1943 года. Начинается игра с ареста министра государственной безопасности СССР Виктора Абакумова. Нас переносят в комнату, где следователи допрашивают главного героя Семёна Строгова, бывшего агента СМЕРШ, командиром которого был Абакумов. Вся игра выстроена из воспоминаний героя.
Игра не удостоилась значимых игровых премий, но получила достаточно высокие оценки критиков и, что самое главное, понравилась геймерам. Если вам нравится стелс и вы без ума от напряжённых шпионских историй, уделите внимание этой игре — она вас не разочарует.
Код доступа: РАЙ
Как насчёт старого доброго русского киберпанка? Тактическая ролевая игра Код доступа: РАЙ хорошо известна поклонникам жанра, но наши читатели, особенно молодые, могли её пропустить. Исправляем это недоразумение и предлагаем вам познакомиться с лучшей российской игрой в сеттинге киберпанка по нашему мнению.
Игра представляет мир будущего, в котором люди забыли обо всех распрях и живут в мире и согласии под управлением сверхмощного суперкомпьютера. Счастье для всех обеспечивает виртуальная реальность, в которой люди проводят практически всё своё время, работают, отдыхают, заводят друзей. Красивый конец истории человечества, который мы заслужили.
Конечно же, под привлекательной обложкой идеального общества скрывается множество неразрешимых проблем и противоречий, которые вытаскивает на поверхность наш герой, хакер-одиночка, оказавшийся в ненужное время в ненужном месте. В его руках оказывается некая информация, за которой начинают охотиться буквально все, хотя он даже не понимает, что именно он узнал.
Больше ни слова о сюжете, Код доступа: РАЙ — игра, которую лучше пройти самостоятельно. Вас ждёт не только крепкая нелинейная история, но и интересные сложные противники и полное отсутствие подсказок игроку. К такому нежные геймеры не привыкли, да и графика в игре выглядит безнадёжно устаревшей, что, кстати, нетрудно исправляется модами на улучшенные текстуры. Будем надеяться, что вас всё это не отпугнёт — игра стоит того, чтобы её попробовать.
Операция Silent Storm
Ещё одна тактическая ролевая игра, в этот раз — от Nival Interactive. Наша подборка отличных старых русских игр без проектов этой компании была бы скудной. Игра разворачивается в сеттинге альтернативной истории.
1943 год. Мир горит в пламени Второй Мировой, но ещё не знает об истинной угрозе. Секретная организация Молот Тора планирует захватить весь мир и разом покончить со всеми конкурентами за власть над планетой с помощью невиданного оружия — орбитальной спутниковой пушки. Узнав об этом, группа разведчиков из стран антигитлеровской коалиции (или из стран Оси, если игрок выберет другую сторону конфликта) пытается помешать таинственным террористам. Полагаться придётся только на свои силы: никто в здравом уме не поверит, что Молот Тора вообще существует.
Разработчики игры явно хотели добавить в сеттинг Второй Мировой бластеры и экзоскелеты, и ради этого придумали столь безумную историю, достойную приквела «Железного неба». В игре отличный физический движок, реалистичная система попаданий и довольно сложная боёвка. Поклонники тактических RPG останутся довольны. В дальнейшем на этом же движке выйдут и другие игры от Nival, включая два продолжения Silent Storm и Ночной Дозор, о котором дальше.
Ночной Дозор
Фильм Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», снятый по мотивам одноимённого романа Сергея Лукьяненко, открыл путь всем отечественным блокбастерам, но мало какой из них способен догнать его по народной любви. Игра от Nival Interactive в большей степени основана на фильме, чем на книге, и показывает вселенную Дозоров от лица новых персонажей.
Главный герой игры — Стас Прохоров, попавший в трудное финансовое положение: его матери нужна дорогостоящая операция. Чтобы спасти её, он соглашается на преступление и получает заказ от каких-то бандитов на убийство девушки, но в последний момент отказывается стрелять. Бандиты грозятся его убить, но в дело внезапно вмешивается появившаяся из ниоткуда загадочная женщина, которая раскрывает Стасу правду о Сумраке, Иных и древнем Договоре…
Большинство наших читателей наверняка знакомы с сеттингом Дозоров, а если и нет, самое время познакомиться. Игра представляет собой тактическую RPG в сеттинге городского фэнтези с многочисленными пасхалками и неплохими механиками, частично унаследованными от Silent Storm, но сюжет не отличается оригинальностью и уступает как книге, так и фильму. Впрочем, это не делает игру плохой, своё место в нашей подборке лучших старых русских игр она заслужила.
Ex Machina
Не путать с одноимённым фильмом! Ex Machina — это игра от Targem Games, вышедшая в 2005 году, и известная западному геймеру под названием Hard Truck: Apocalypse. Говорящее название сразу даёт понять, что вас ждёт очередная вариация на тему Безумного Макса. В этот раз — на огромных грузовиках!
В 2011 году на Землю падает неопознанный аппарат, принадлежащий внеземной цивилизации. При его вскрытии учёные открывают некий контейнер, который распыляет смертоносное для атмосферы вещество. Всё живое обречено на гибель, немногочисленных выживших спасают лишь защитные маски, но спустя несколько поколений никто уже и не помнит этих событий. Помнят только одно: снять маску — значит умереть.
Нетрудно догадаться, что человеческое общество изменилось до неузнаваемости, но прогресс медленно и неотвратимо возвращает былые достижения. Наш герой — обычный водитель грузовика, переживший личную трагедию. Его не интересует будущее человечества, лишь ответ на вопрос о том, кто убил его отца и сжёг родную деревню.
По жанру Ex Machina представляет собой аркадный симулятор боевого грузовика с элементами RPG. Начав с небольшого грузовичка со слабенькой пушкой, рано или поздно вы сядете за руль тяжеловооружённого Белаза или гигантского вездехода Миротворец, и тогда вас уже никто не сможет остановить.
Механоиды
В начале нулевых отечественные игроделы обожали сюжеты о космических приключениях и контактах с внеземными цивилизациями, и соревновались друг с другом в оригинальности мира и сеттинга. Увы, большинству из них не удавалось создать действительно запоминающуюся вселенную будущего. Создатели Механоидов — редкое исключение.
Ввязанные в конфликт галактических масштабов, люди решают создать супероружие, которое положит конец войне. Для этого на планете Полигон-4 ведутся испытания самосовершенствующихся боевых машин — механоидов. Но программа оказывается слишком долгой: человечество проигрывает войну и оказывается отброшено в развитии на тысячи лет назад. Механоиды же, сменив несколько поколений, начинают задаваться вопросами кто они и каково их место в этом мире.
По жанру игра является смесью симулятора механоида и RPG. Способная к обучению машина, которой управляет игрок, получает опыт и распределяет навыки, чтобы приспособиться к предпочитаемому стилю геймплея. Противниками игрока являются другие механоиды, менее дружелюбные и не озабоченные экзистенциальными вопросами. Как вышло, что механоиды начали сражаться друг с другом? Больше никаких спойлеров, лучше открывайте этот мир самостоятельно. Кстати, в игре две концовки, и споры о том, какая из них правильная, в среде поклонников Механоидов идут до сих пор. У игры есть годный сиквел, не уступающий первой части, но это тот самый случай, когда для целостности сюжета лучше проходить игры по порядку, начиная с первой.
Бойцовский клуб
Стоило ли включать эту донатную браузерку в нашу подборку? Ради справедливости, да. Ведь Бойцовский Клуб, или combats.ru — это не просто игра, а отражение целой эпохи, воплощение всего зла, заключённого в выражение pay to win, и одновременно с этим… самая социальная игра в русскоязычном сегменте. Возможно, вы ничего не слышали об этой… кхм… MMORPG? Мы вам расскажем.
Бойцовский клуб представлял собой самый обычный чат, участники которого могли бросить вызов друг другу и подраться с помощью простецкой механики: каждый из них выбирал зону поражения (голова, корпус, пах или ноги) и блок, защищающий две соседних зоны от атаки противника, после чего оппоненты обменивались ударами, а игра подсчитывала результат. Но примитивные механики игры постепенно обрастали новыми надстройками: появились характеристики, оружие и снаряжение, прокачка уровней, магия… И всё завертелось.
Бойцовский клуб был чистейшей pay to win игрой: заработанных с уровнем кредитов не хватало, чтобы кое-как одеться, но компенсировать их недостаток всегда можно было простым способом: купить игровые деньги за реал. И даже этого было мало: в магазинах игры продавалось сильнейшее артефактное оружие, не оставляющее владельцам обычных предметов ни единого шанса. Продавалось только за реал, конечно же. И стоило тысячи долларов.
Казалось бы, кто будет платить за картинки в браузерной MMO, вышедшей в 2002 году? Можно же играть в Ультиму, а уже через два года появится World of Warcraft! Но быстрый интернет, позволяющий тянуть «настоящие» игры ещё не был широко распространён, а вот играть в БК в компьютерном классе даже с самой низкой скоростью связи мог любой студент. Который, конечно же, превращался в корм для «китов», вкладывавших в игру десятки и сотни тысяч долларов. Нет, это не преувеличение.
Как видите, Бойцовский клуб — игра по-своему выдающаяся, и даже достойная отдельного обзора. Автору этой статьи, отмывавшему в своё время «чёрные» кредиты в Angel City, есть что рассказать. Игра, кстати, существует до сих пор, но вряд ли до сих приносит создателям астрономические суммы. Играть в неё мы, конечно же, не предлагаем. А наша подборка лучших старых российских игр на этом должна была бы закончиться, если бы не один бонус.
Периферия
Создатель этой статьи в своё время был впечатлён этой замечательной пошаговой стратегией, и не сомневался в том, что её создали отечественные разработчики. Слишком уж высоким было качество озвучки и текста для начала нулевых, когда игры часто переводились кем попало и как попало, лишь бы побыстрее выпустить «лучшую русскую версию».
Но при попытке найти «Периферию» после стольких лет нас ждало открытие. Она оказалось локализацией игры Rim — Battle Planets от немецкой компании TriNodE Entertainment. Это тот редкий случай, когда локализаторы буквально вложили в игру душу и смогли переродить её на русском языке едва ли не в лучшем виде, чем оригинал.
Мы решили включить Периферию в нашу подборку бонусным тридцать первым местом, чтобы отметить без преувеличений великолепную локализацию. Актёры озвучки оживляют экипаж звездолёта «Соляриус», исследующий границы освоенного космоса в поисках таинственных артефактов неведомой древней цивилизации. По жанру игра представляет собой отличную трёхмерную пошаговую стратегию с активным использованием ландшафта и разведки. Спасибо, неизвестные локализаторы, за нашу счастливую молодость!
И на этом наш список лучших старых русских игр на ПК подошёл к концу. Наверняка вы способны назвать ещё не один десяток годных проектов отечественных разработчиков, но и статья у нас не резиновая, так что включили в первую очередь то, что сами сочли важным. Комментарии под статьёй открыты, и вы знаете, где можете рассказать нам о своих любимых старых играх. Дерзайте!